29 апреля 2022 года
Ежедневно работники московской социальной службы помогают семьям разрешать кризисные ситуации. Личная и квалифицированная поддержка необходима профессионалам не меньше, чем их подопечным. На помощь приходят супервизоры. Рассказываем, что такое супервизия, и как Институт дополнительного профессионального образования готовит специалистов в этой области.
Работники социальной службы в своей практике взаимодействуют с семьями, которым требуется поддержка. Перед специалистами стоит ряд задач: проанализировать существующие проблемы, выявить ресурсы и совместно с подопечными определить пути выхода семьи из кризисной ситуации.
Высокая степень ответственности зачастую ведет к профессиональному истощению: специалисту, который оказывает помощь, необходимо также уметь самому ее запрашивать и получать.
Супервизия — это форма квалифицированной поддержки работников, оказывающих помощь населению: психологов, специалистов по работе с семьями, социальной работе.
Как отмечает тренер программы ИДПО по подготовке супервизоров Сергей Борзов, задача специалиста этой профессии — оказать квалифицированную поддержку сотрудникам, которые помогают семьям, переживающим кризисную ситуацию.
Супервизор, в процессе обсуждения с куратором рабочих ситуаций, может помочь увидеть ошибки, более точно сформулировать проблему, подобрать необходимые инструменты для ее решения.
«Допустим, куратор столкнулся с ситуацией, когда ребенок, живущий в семье, подолгу не ходит школу. В данном случае это ошибка родителей, которым не хватает нужных знаний, навыков, чтобы вовлечь его в образовательный процесс. Куратор же может поставить перед собой другую задачу — обеспечить посещение занятий ребенком и взять под контроль его успеваемость. Супервизор помогает куратору найти правильный профессиональный фокус приложения сил, верно применить полномочия. В результате соцработник понимает, что ответственными за ребенка, за его здоровье и образование являются родители, а его цель— помочь им восстановить и/или развить свои навыки самостоятельно справляться с трудной ситуацией», — привел пример эксперт.
Программа Института дополнительного профессионального образования «Работа со случаем. Супервизия» направлена обучение и методическую поддержку действующих специалистов Москвы. В программе задействованы практики помощи людям. Преподаватели разбирают реальные примеры и трудные случаи, которые позволяют супервизорам точнее проводить социальную диагностику, оценивать риски, ресурсы и потенциал семьи.
«На данный момент в Институте обучаются две группы московских специалистов. После обучения супервизоры смогут оказывать поддержку коллегам из московских центров социальной помощи семье и детям. На занятиях специалисты повышают квалификацию, улучшают умения управлять группой, учувствуют в обсуждении трудных случаев, благодаря чему удается разработать стратегию и выработать тактику работы с семьей», — рассказала руководитель Центра компетенций по развитию и обучению специалистов по реабилитации, поддержке семьи и детства Оксана Волжина.
По ее словам, помощь супервизора, консультации, беседы, разбор кейсов способствуют профессиональному и личному росту.
«Наша команда старается сделать учебные программы содержательными, ориентированными на практику, а также спроектировать образовательный опыт участника таким образом, чтобы обучение принесло удовольствие и реальную пользу специалисту», — отметила Оксана Волжина.
В рамках программы лучше осознается профессиональный опыт, развивается мышление и навыки работы, оказывается сильная эмоциональная поддержка, в которой так нуждаются те, кто постоянно призван помогать другим.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы