Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах помогают детям стать самостоятельнее

1 марта 2022 года

В особых семейных центрах помогают детям стать самостоятельнее

Дети с тяжелыми нарушениями развития испытывают трудности в быту, им сложнее взаимодействовать с людьми. В особых семейных центрах Москвы поддерживают более тысячи детей с инвалидностью. Как научить детей самостоятельно заботиться о себе? Как установить контакт между особенным ребенком и взрослыми? Об этом рассказывает старший воспитатель Центра «Роза ветров» Раиса Губанова.

Антон стал воспитанником особого семейного центра в 15 лет. Он не понимал речь, не умел себя обслуживать, часто испытывал беспокойство, тревогу, передвигался в коляске.

Специалисты поставили перед собой задачу: помочь мальчику стать самостоятельнее, прежде всего научиться есть ложкой, одеваться и обуваться. Благодаря общим усилиям мальчик начал больше доверять окружающим, научился общаться с ребятами и педагогами. После полутора лет реабилитации Антон одевается и раздевается сам, принимает пищу за столом, хорошо удерживает ложку.

«Пример Антона доказывает, что между особенными детьми и педагогами можно установить доверие, но нужно много и с искренней отдачей работать. Для этого и создан проект Ладошка в ладошке, чтобы развивать детей с тяжелыми нарушениями через партнерство со взрослыми», — рассказывает руководитель проекта

Ладошка в ладошке

Работа с детьми с ДЦП основана на совместных со взрослыми действиях — отсюда и название «Ладошка в ладошке». Специалисты используют предметы и материалы, которые обеспечивают ребенку чувственное познание мира. Все занятия развивают моторные и социальные навыки, чтобы дети смогли сами себя обслуживать или хотя бы научились принимать помощь.

На каждом этапе проекта работает междисциплинарная команда: учителя-дефектологи обучают детей, воспитатели учат принимать помощь взрослых, медики контролируют состояние здоровья, персонал группы выполняет рекомендации учителя-дефектолога и медработника.

Некоторые дети не могут питаться самостоятельно, но важно, чтобы они научились принимать помощь взрослого. Для этого нужно установить контакт, найти подход к ребенку, после чего проговорить предстоящий обед этап за этапом: что будем есть, чем, как будем пить. Или, например, чистка зубов — сфера частной жизни, куда непросто допустить постороннего. Все эти задачи решаются, когда установлен контакт между взрослым и ребенком. Тогда он спокоен, доверяет взрослому. Только так можно достичь результата.

«Когда есть контакт, доверие, с ребенком легче работать. Он тебя слышит, понимает. Мы постоянно командой анализируем: что у нас получается, что нет, над чем еще нужно поработать, что добавить», — говорит Раиса Губанова.

Природа на большом экране

Важная часть проекта — релаксационные занятия. В актовом зале центра на большом экране детям показывают тематические видео под спокойную музыку. Зимняя метель, лесные птицы, пушистые животные, заснеженные деревья — в каждом ролике природа в то или иное время года. Обычно занятие длится 40 минут. Для многих ребят это сейчас единственный способ «путешествовать».

«На занятиях стабилизируется эмоциональное состояние, дети выходят умиротворенными. Например, звуки воды, моря хорошо успокаивают нервную систему, особенно перед дневным сном. Иногда видеоряд бывает более активным: жизнь диких зверей, птиц, живая природа. Тогда дети реагируют эмоционально, и это тоже хорошо», — подчеркивает воспитатель.

Перед тем как идти в актовый зал, воспитатель беседует с детьми о том, что будет сегодня на занятии. Ребят нужно подготовить, чтобы избежать испуга, эмоционального всплеска, потому что они очень тонко чувствуют.

На занятиях у каждого участника свои предпочтения. Кто-то не улавливает слишком тихую музыку, другие успокаиваются только при минимальной громкости. Поэтому детей приводят в актовый зал группами в зависимости от их особенностей.

«Недавно на одно из релаксационных занятий впервые пришли детки с расстройством аутистического спектра. Для них непривычно находиться в новом месте с выключенным светом. Все, что отступает от алгоритма их повседневных действий, вызывает страх. Но музыка им помогла: они расслабились, и страх ушел», — говорит музыкальный руководитель центра Светлана Семина.

Педагоги знакомят детей с музыкальными инструментами: многие из них осваивают барабаны, треугольник, колокольчики. Такие занятия развивают сенсорное восприятие: тактильность, слух, музыкальность.

Тем, кому сложнее, специалист уделяет больше внимания. «Не обязательно, чтобы ребенок сам брал в руки бубен, я могу его поднести и рассказать, что он холодный и звонкий. Ребенок понимает, перестает бояться, расслабляет ручку, и я вкладываю в нее инструмент, а затем мы играем на нем вместе, рука в руке», — отмечает педагог.

Неговорящие дети легко улавливают ритм инструментов. Для них это тоже коммуникация. Через музыку они идут на контакт, начинают доверять взрослым.

«Мы должны понемногу выводить ребенка из его привычного узкого круга контактов. Когда дети испытывают позитивные эмоции, они открываются окружающим, и так облегчается процесс обучения», — подытоживает руководитель проекта Раиса Губанова.

Справочно

Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают помощь семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей», Центр им. Г. И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме