24 января 2022 года
В центрах содействия семейному воспитанию психологи работают с детьми по самым разным направлениям. Они проводят как личные, так и групповые консультации. За прошедший год таких консультаций проведено почти 11 тысяч. Многие подростки, лишившиеся родителей, испытывают неуверенность в себе. Рассказываем, как специалисты помогают ребятам справиться с этой проблемой.
Для каждого ребенка выстраивается маршрут реабилитации с учетом его способностей и увлечений. «Психологи и педагоги узнают о прошлом подопечного, его интересах. Мы стараемся для каждого воспитанника создать так называемую ситуацию успеха. Наши дети знают, что их поддержат и что они важны. Это помогает им чувствовать себя более уверенно», − делится психолог центра «Алые паруса» Алина Медведева.
Ребята в центре «Алые паруса» привлекаются к активной жизни, участию в различных мероприятиях. Нередко сами становятся их инициаторами. В этом взрослые их всячески поддерживают. Часто подростки помогают в быту, становятся наставниками для малышей.
Преодолеть психологические травмы
«Мне трудно высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, когда меня слушает много людей. Вроде и знаю ответ на вопрос, но боюсь, что что-то не так скажу, все будут смеяться. Либо скажут, что я глупая. Мне проще промолчать или письменно ответить на вопрос. Думаю, что я мало кому могу понравиться. Не хочу быть на виду, чтобы всех не раздражать. Иногда мне хочется спрятаться, чтобы меня никто не видел, ни с кем не разговаривать, пусть меня не трогают», − делится 17-летняя Вика из центра «Берег надежды».
Часто подросток осознает неадекватность собственной самооценки, но не в силах справиться с этой проблемой самостоятельно. Это мешает ему и в достижении целей, и в общении, и в обучении. Он не принимает себя, погружается во внутренние конфликты, не может продуктивно взаимодействовать с окружающими, уходит в себя либо проявляет тревожность, агрессию.
Подросток, не принятый, не понятый самим собой, склонен к самообвинению, взращиванию множества комплексов, тормозящих личностный рост и полноценное развитие. Работают психологи и с последствиями перенесенной психологической травмы в детстве либо в раннем подростковом возрасте.
Помочь раскрыться и поверить в себя
Психолог Евгения Жилкина из центра «Берег надежды» в работе с подростками использует упражнения для повышения самооценки, коррекции неуверенного поведения, снятия зажимов, развития стремления к самопринятию и самопознанию.
Ребятам дается задание вести дневник своих достижений, которые могут быть совсем незначительными (уборка, помощь младшим и т. п.). Ежедневно нужно записывать не менее 5 достижений. «Важно дать подростку почувствовать себя нужным и полезным. Когда он видит, что может кому-то помочь, он чувствует свою силу. Именно через самоотдачу формируется понимание своей значимости для общества. Отношение к себе выходит на уровень принятия и стремления к достижению цели», − отмечает психолог.
Вместе с подростком психолог проводит анализ записей, просит описать свои чувства, когда что-то хорошо получается, обязательно хвалит и предлагает самому подростку похвалить себя.
Отдельно ребята записывают все свои сверхдостижения: «не думал, что смогу, но смог», «уверен был, что не получится, — получилось».
Адекватная самооценка чрезвычайно важна для будущей самостоятельной жизни. В целом вся работа по реабилитации подростков, попадающих в центры для детей-сирот, сводится к тому, чтобы дать ребенку поддержку, уверенность в себе и в своем будущем.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы