Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как столичные специалисты помогают приемным семьям в воспитании детей с инвалидностью

11 января 2022 года

1395

В столице многое делается для того, чтобы дети-сироты обрели новых родителей. На этом работа органов соцзащиты не заканчивается, ведь семья, принявшая ребенка, и в дальнейшем нуждается в поддержке. Чтобы приемные папы и мамы не оставались один на один с возникающими трудностями, в Москве работают службы сопровождения. Рассказываем, как специалисты службы Центра содействия семейному воспитания «Юнона» помогают семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

«В наших центрах содействия семейному воспитанию живет немало мальчиков и девочек с инвалидностью. Не может не радовать, что с каждым днем все больше ребят находят новых пап и мам. Мы любим наших воспитанников, но, без сомнения, каждому нужна именно любовь родительская. Мы знаем немало примеров, когда, обретя семью, дети просто расцветали на глазах, делали огромные скачки в развитии», − рассказывает начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и социальной защиты населения Елена Зайцева.

Принимая ребенка в семью, приемный родитель, как правило, испытывает эйфорию. Это называется «медовым месяцем приемного родительства». Он чувствует непомерную любовь к ребенку, строит планы: сколько он сможет дать малышу, как изменит к лучшему его жизнь. Нередко в этот план входят и собственные нереализованные возможности, и, конечно, надежда на отдачу, любовь и благодарность ребенка. Но «медовый месяц» проходит, начинаются будни, и вот тут приемный родитель может столкнуться с трудностями.

«Каждый родитель должен понимать, что главное − не только подарить ребенку ощущение семьи, но и подготовить его к дальнейшей самостоятельной жизни, дать ему шанс реализоваться, ощутить свою значимость», − отмечает начальник отдела сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Вера Шикова.

Задача специалистов − объяснить приемным родителям ребенка с инвалидностью, что шаги к достижению этой цели могут быть очень маленькими и незаметными. Порой может казаться, что ничего не происходит и ты топчешься на месте.

«К нам обращаются родители как во время адаптации ребенка в семье, так уже и после него, по мере формирования жизненно важных навыков у детей. Учитывая, что ребята с особенностями развития требуют особого подхода, мы рекомендуем родителям консультации специалистов узкого профиля: учителей-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования», − комментирует заместитель директора Центра «Юнона» Булгана Басангова.

Порой семья воспринимает участие специалистов сопровождения как дополнительный контроль. Но это не так. Задача службы — помочь предотвратить появление проблем, решить имеющиеся, а не искать промахи и недочеты.

«Мы стараемся убедить родителей не пускать на самотек ситуацию, приглашаем к себе в центр. Как правило, после первых занятий родители понимают, что мы им можем реально помочь», − добавляет замдиректора.

Особенности воспитания ребенка с инвалидностью

В воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться тех же правил, что и с обычными детьми. Например, нельзя переоценивать возможности малыша, ждать от него каких-то невероятных успехов. В противном случае неудачи будут вызывать раздражение, разочарование приемного родителя и, как результат, эмоциональное выгорание.

Ребенок с инвалидностью, как и любой другой, проходит стадию пубертата, когда могут возникнуть проблемы с поведением, с учебой, причем у особых детей они проявляются ярче. Если необходимо, приемные родители могут обратиться за консультацией к психологу, психиатру, получить советы, как скорректировать собственное поведение.

«Дети впитывают модель, принятую в семье. Именно родители являются носителями эталонов поведения. Чему бы мы ни обучали и что бы мы ни отрабатывали, собственный пример родителей и их поведение − самое значимое средство нравственного воспитания, тем более для особого ребенка. Детям надо на конкретных делах и поступках показывать примеры дружбы, взаимовыручки, проявления заботы, отношения к близким», − комментирует Булгана Басангова.

Творческие занятия помогают особым детям раскрыться, почувствовать себя увереннее. В Центре «Юнона» есть досуговые занятия как для детей, так в целом для всей семьи. «У нас есть история, когда занятия семьи в студии керамики переросли в открытие семейной гончарной мастерской, где теперь трудятся дети с инвалидностью», − вспоминает Вера Шикова.

Большим успехом среди приемных семей, воспитывающих особых детей, пользуется театральная студия. Именно театральные арт-терапевтические формы дают возможность детям проиграть проблемные ситуации, с которыми они сталкиваются в обычной жизни, и попытаться их разрешить, оставаясь при этом как бы за спиной своего героя.

Родитель — родителю

Пожалуй, самое важное для любого родителя — это сохранение и своевременное восполнение внутреннего ресурса. В Центре «Юнона» для семей, состоящих на сопровождении, реализуется проект «Ресурсные выходные». Вся семья в этот день посещает специальные занятия, организованные для них с учетом особых потребностей детей и возможностей взрослых.

На занятиях можно пообщаться с другими приемными семьями. Родители расширяют социальное поле, находят друзей. «Обмен опытом − великая сила. Одна приемная мама предложила подросткам с ограниченными возможностями здоровья вести своеобразный дневник „Мои успехи и ошибки“. В нем дети фиксируют свои достижения, а в графе для ошибок записывают не только проступки, но и то, как их исправляли. Дневник помогает объективно взглянуть на свое поведение. Теперь в нескольких приемных семьях ведутся такие дневники», − делится приемная мама Татьяна Шоркина.

Специалисту по сопровождению нужно хорошо знать «свои» семьи, их особенности. Это позволит сформировать их в мини-группу так, чтобы каждой семье было что позаимствовать из опыта других.

Сопровождение приемной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует кропотливой, систематической работы специалистов. Необходимо уметь увидеть в малейших шероховатостях детско-родительских взаимоотношений возможную проблему и помочь приемным родителям предупредить ее возникновение.

На заметку

Узнать больше о работе столичных служб сопровождения приемных родителей можно на портале «Моя новая семья». Там же можно найти список и контакты организаций, готовых поддержать замещающие семьи.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме