Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В центрах для детей-сирот рассказали о развитии малышей во время зимних прогулок

10 января 2022 года

939

Привычные для нас явления для малышей — неиссякаемый источник новых знаний. Важно постоянно поддерживать интерес ребенка к происходящему вокруг. Это совсем не сложно. Даже обычную зимнюю прогулку вы можете легко превратить для малыша в увлекательное исследование окружающего мира. Как это сделать, рассказывают учителя-дефектологи из Центра содействия семейному воспитанию «Центральный» Наталья Великодняя и Галина Елисова.

К проявлениям детской любознательности следует относиться бережно, так как для двух-трехлетнего малыша это одна из наиболее естественных и доступных форм познания мира. В этом возрасте ребенок является, образно говоря, эмоциональным камертоном, отражающим происходящие вокруг него события.

«Недавно на прогулке, увидев заснеженную территорию центра, одна наша воспитанница воскликнула: „Ого, какая радость!“ И другие ребята тут же поддержали ее веселыми возгласами и смехом. Дети были в настоящем восторге от зимней сказки. Эта реакция очень ценна, потому что демонстрирует их эмоциональное отношение к окружающему миру», — говорит Наталья Великодняя.

Для ребенка период от рождения до трех лет является наиболее важным в развитии основных структур мозга, отвечающих за активное познание мира, сенсорное развитие, речь и эмоциональную зрелость. Малыш развивается через впечатления. «Развитие физических, интеллектуальных способностей и навыков ребенка происходит в окружении других людей. Это позволяет ему адаптироваться к своей культуре, своему времени и при этом формировать свою неповторимую личность», — продолжает Наталья Великодняя.

Пять важных чувств

Важная задача взрослого — родителя или педагога — не упустить благоприятный момент формирования особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности (в так называемые сенситивные периоды).

«Название происходит от латинского слова sensus, что означает восприятие, то есть способность воспринимать окружающую действительность посредством пяти основных чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Одним из самых длительных сенситивных периодов является период сенсорного развития. Он начинается с рождения и длится примерно до пяти с половиной лет», — говорит Галина Елисова.

По ее словам, помимо пяти основных чувств выделяют еще стереогнозию — способность распознавать предметы по их тяжести, температуре, величине, структуре поверхности, то есть на ощупь. «Обладая „впитывающим“ разумом, ребенок двух-трех лет беспрерывно познает окружающую его действительность через все свои органы чувств», — продолжает Галина Елисова.

Наблюдая за детьми, легко заметить, что их внимание привлекают самые разнообразные предметы, которые они стремятся потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Так они постигают их признаки и свойства. И чем больше информации об окружающей действительности ребенок получит в этом возрасте, тем полнее будет его представление о мире.

Зимние забавы

«Выходя на прогулку зимой, не спешите сразу надевать на малыша варежки. Пусть прикоснется теплыми ладошками к холодным щекам и ощутит разницу температур. Предложите ребенку потрогать снег, посмотреть, как он тает в руке и превращается в прозрачную воду. Надев варежки, можно поймать снежинки и внимательно их рассмотреть: размер, разнообразие их форм и узоров», — советует Галина Елисова.

По словам педагогов, зимнюю прогулку легко использовать для изучения окружающего мира. Так, например, слепив снеговика, можно познакомить детей с понятием высоты. Протоптав дорожки на детской площадке, рассказать про разницу между длинным и коротким, а исследуя ближайшие сугробы, обсудить, что такое глубоко и что такое мелко.

«Традиция нашего центра — каждую зиму строить большую ледяную горку. Когда дети катятся с нее, у них естественным образом формируются пространственные представления о том, как далеко или близко уехали санки. А заморозив подкрашенную воду в различных формочках и украсив льдинками снежные скульптуры, мы на одной из прогулок закрепили с детьми знания об основных цветах», — делятся специалисты «Центрального».

Юным воспитанникам центра полюбилась игра «Чьи следы?»: малыши упражняются в наблюдательности, определяя, кто же оставил отпечаток на снегу — человек, птица или кошка.

«Правильно организованная зимняя прогулка может не только удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной активности, но и подарит малышу новые яркие впечатления, расширит его представления об окружающем мире, пополнит сенсорный опыт. Важно не ограничиваться формальным времяпровождением на свежем воздухе, а заботиться о том, чтобы ребенку было интересно», — подытоживают педагоги.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме