21 декабря 2021 года
Центр компетенций Геронтологического центра «Переделкино» регулярно проводит обучение сотрудников социальных учреждений. Важнейшая составляющая работы персонала — общение с пожилыми людьми. Внимательное и уважительное отношение повышает качество жизни нуждающихся в посторонней помощи.
Сотрудники геронтологических центров стараются создавать в учреждениях спокойную дружескую атмосферу. Знание психологии общения с людьми старшего возраста помогает избежать негативных эмоций и выстроить доверительные отношения. Особенно важно уметь взаимодействовать с пожилым человеком, испытывающим возрастные проблемы с памятью и мышлением.
Больше всего с проживающими общаются медицинские сестры и помощники по уходу. Они помогают в самых деликатных ситуациях, когда требуются определенный такт и чуткость. Именно медсестры и сиделки вовремя сообщают врачам об изменении физического состояния подопечных, в том числе их настроения.
Именно для таких сотрудников прошло очередное обучающее мероприятие Центра компетенций Геронтологического центра «Переделкино» — «Когнитивные нарушения в пожилом возрасте: принципы коммуникации и новые клинические рекомендации». Советы экспертов также пригодятся людям, ухаживающим за пожилыми родственниками дома.
С чего начать
Кроме памяти людей старшего возраста зачастую подводит зрение и слух. Как только начинают наблюдаться нарушения в работе хоть одного органа чувств, человек получает меньше информации. Сначала нужно разрешить эти проблемы.
«Важно, чтобы у людей, у которых снижена умственная активность в силу разных заболеваний или возраста, не было недостатка информации. Если снижается зрение, надо позаботиться об очках. При ухудшении слуха необходимо обеспечить слуховым аппаратом. Таким образом, важные каналы получения информации будут работать, и человек не будет испытывать проблем с общением», — отметил Игорь Полубоярцев, руководитель научно-методического отдела Центра компетенций.
Обращаемся к прошлому
Персонал старается создать комфортные условия для жителей, учитывая их интересы и жизненный опыт. Приподнятое или хотя бы спокойное настроение продлевает годы пожилых людей. Здоровый эмоциальный фон можно достигнуть, используя простой прием. Его активно применяют в геронтологических центрах.
«Мы стараемся детально изучать биографию каждого подопечного. Их фотоальбомы, книги, стихи и другие памятные вещи хранятся в музее нашего центра. Все это помогает сотрудникам найти с проживающими общие темы для разговоров, организовать для них интересный досуг, сделать подарок и тем самым порадовать», — подчеркнула Марина Тимохина, исполняющий обязанности заведующего социальной службой Геронтологического центра «Переделкино».
В социальных учреждениях ежедневно проходят досуговые мероприятия. Проживающие объединяются по интересам, создают свои вокальные ансамбли, театральные труппы, выезжают на экскурсии, занимаются спортом, играют в настольные игры, участвуют в викторинах, игротеках и других тренингах для развития когнитивных функций.
«Физическая активность и фитнес для ума — эффективные инструменты для поддержания уравновешенного психологического состояния пожилых людей. С их помощью можно переключать внимание. Например, когда мы чем-то расстроены, начинаем готовить обед или убираться в квартире, в таком случае уже меньше думаем о негативном», — пояснил Игорь Полубоярцев.
Простые правила
Доброжелательный настрой — важное правило при общении с пожилыми людьми.
«В беседе с проживающими мы говорим вежливо и спокойно, даем время на ответ. Словесное общение подкрепляем мимикой, жестами или тактильными контактами с учетом индивидуальных границ подопечного. В сложных случаях мы прибегаем к помощи тех, кому больше всего доверяет житель. Это может быть кто-то из персонала или родственников», — рассказала Лилия Груданова, врач-терапевт, заведующая социальным отделением Геронтологического центра «Дмитровский».
Необходимо овладеть и другими не менее важными приемами общения. Нужно научиться говорить просто, не использовать в речи сложные слова и термины. Иногда полезно неоднократно напоминать, что происходит: «мы идем в ванную», «мы подошли к ванной комнате», «вы хотели принять ванну», «сейчас я помогу вам принять ванну». Важно запомнить, что вызывает раздражение, и постараться исключить эти ситуации из жизни пожилого человека.
«В работе с людьми старшего возраста, а также с теми, у кого возможности здоровья ограничены, выстраивание коммуникации имеет свои сложности. Поэтому необходимо обучаться и постоянно тренировать свои навыки», — отметил Игорь Полубоярцев.
Летом 2021 года Центр компетенций получил образовательную лицензию. Обучение проводят тренеры, имеющие большой опыт практической работы в учреждениях здравоохранения, а также в сфере социальной защиты.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы