15 декабря 2021 года
Одна из самых понятных и естественных вещей для любого ребенка — игра. Она дает информацию об окружающем мире, себе самом, людях, находящихся рядом. Главными инициаторами активностей в первые годы жизни малыша выступают родители: так они поддерживают в детях интерес к познанию и совершенствованию. Какие еще задачи решает игра, на что ориентироваться и какие особенности необходимо учесть при ее выборе, рассказал специалист Московской службы психологической помощи Денис Хакимов.
Игровая деятельность — не только привычное занятие, но и потребность ребенка. Такое взаимодействие позволяет подрастающему поколению принимать нормы и правила поведения, соприкасаться с действительностью. Мама и папа должны быть проводниками на этом пути, подпитывать инициативу и вместе с детьми погружаться в мир образов и фантазий.
Зачем играть?
Основы внутреннего роста закладываются в ранний период. Важно, чтобы такой процесс был разносторонним, увлекательным, наполненным позитивными переживаниями. На этом этапе формируются такие стороны личности и организма, как:
- Интеллект — «проникновение» в окружающую реальность, понимание свойств и качеств предметов, объектов. Тренируются психические функции (внимание, память, воображение и другие).
- Эмоции — через имитацию взрослой жизни можно научиться сочувствию и поддержке. Также появляется опыт переживания сильных чувств (тревоги, страха).
- Воображение — одно из основных направлений развития через игру. Выдуманные ситуации, герои и события обогащают фантазию, взращивают образное мышление.
- Речь — проживание различных сюжетов, имитирующих повседневность, помогает становлению способности к общению, коммуникации. Роли, проговаривание действий, монологи и диалоги — всё вместе служит этой цели.
- Тело — подвижная деятельность способствует лучшей координации движений, ловкости, развитию мышц.
Становится понятно, что игра — краеугольный камень, фундамент всей последующей жизни, и этому занятию стоит уделять особое внимание.
Какие бывают игры?
Существует огромное количество развлекательных и познавательных активностей, доступных ребенку и родителям. Каждая из них развивает отдельные стороны личности маленького человека. Назовем основные разновидности:
- Сюжетно-ролевые
Основываются на той действительности, что окружает детей. Это могут быть как всем известные дочки-матери, так и имитация разных профессий: водителя, врача, парикмахера, учителя и других. Примеряя чей-то образ, проще понимать других людей, их точки зрения и позиции. Также приобретаются навыки совместной работы в коллективе. - С четкими правилами
В интересной и занимательной форме можно научиться преодолевать трудности, усваивать правила и нормы, тренировать произвольное поведение. В этом помогут настольные и дидактические игры. - Подвижные
Лучше узнать ресурсы и особенности своего тела, его расположение в пространстве, освоить новые двигательные навыки — вот их главная цель. Такая активность дает возможность выйти накопившейся энергии, усвоить навыки самоконтроля. - Игрушки
Большое количество разнообразных развлечений, в том числе развивающего характера (для счета, определения цвета и нот, говорящие) могут быть использованы в общем русле воспитания. Однако нежелательно подменять живое общение манипуляцией с вещью. Через контакт ребенок познаёт окружение, и не стоит лишать его этой возможности.
Роль наставника
Все эти игры дополняют друг друга, создают плодотворное творческое поле, на котором будут развиваться врожденные задатки. При правильной реализации, взаимодействие членов семьи и чада не только поспособствует движению вперед на пути поведенческого и эмоционального созревания, но и сформирует новые мотивы, потребности (например, самостоятельность).
Какой же подход будет более продуктивным? В идеале партнерское, равноправное участие родителей направляет и контролирует процесс, а иногда и бережет сына или дочь от опасных моментов. Такое участие позволяет освоить новые виды и способы досуга, повысит разнообразие, а следовательно, и возможности роста. Важно, чтобы забота не превратилась в навязывание своих взглядов и правил. Со временем роль отца и матери уменьшается, подрастающий человек находит всё больше смысла и интереса в занятиях наедине с собой и сверстниками.
Влияние игровой деятельности чрезвычайно велико и значимо. Она закладывает фундамент всей грядущей жизни: трудовой, учебной, личной. Наиболее яркие результаты даст общая работа взрослых и детей, такое взаимодействие откроет путь к проявлению задатков и навыков, стремлению к успеху в интересующих областях.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы