Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Больше, чем забава: психолог рассказывает, зачем мы играем с детьми

15 декабря 2021 года

Больше, чем забава: психолог рассказывает, зачем мы играем с детьми

Одна из самых понятных и естественных вещей для любого ребенка — игра. Она дает информацию об окружающем мире, себе самом, людях, находящихся рядом. Главными инициаторами активностей в первые годы жизни малыша выступают родители: так они поддерживают в детях интерес к познанию и совершенствованию. Какие еще задачи решает игра, на что ориентироваться и какие особенности необходимо учесть при ее выборе, рассказал специалист Московской службы психологической помощи Денис Хакимов.

Игровая деятельность — не только привычное занятие, но и потребность ребенка. Такое взаимодействие позволяет подрастающему поколению принимать нормы и правила поведения, соприкасаться с действительностью. Мама и папа должны быть проводниками на этом пути, подпитывать инициативу и вместе с детьми погружаться в мир образов и фантазий.

Зачем играть?

Основы внутреннего роста закладываются в ранний период. Важно, чтобы такой процесс был разносторонним, увлекательным, наполненным позитивными переживаниями. На этом этапе формируются такие стороны личности и организма, как:

  • Интеллект — «проникновение» в окружающую реальность, понимание свойств и качеств предметов, объектов. Тренируются психические функции (внимание, память, воображение и другие).
  • Эмоции — через имитацию взрослой жизни можно научиться сочувствию и поддержке. Также появляется опыт переживания сильных чувств (тревоги, страха).
  • Воображение — одно из основных направлений развития через игру. Выдуманные ситуации, герои и события обогащают фантазию, взращивают образное мышление.
  • Речь — проживание различных сюжетов, имитирующих повседневность, помогает становлению способности к общению, коммуникации. Роли, проговаривание действий, монологи и диалоги — всё вместе служит этой цели.
  • Тело — подвижная деятельность способствует лучшей координации движений, ловкости, развитию мышц.

Становится понятно, что игра — краеугольный камень, фундамент всей последующей жизни, и этому занятию стоит уделять особое внимание.

Какие бывают игры?

Существует огромное количество развлекательных и познавательных активностей, доступных ребенку и родителям. Каждая из них развивает отдельные стороны личности маленького человека. Назовем основные разновидности:

  • Сюжетно-ролевые
    Основываются на той действительности, что окружает детей. Это могут быть как всем известные дочки-матери, так и имитация разных профессий: водителя, врача, парикмахера, учителя и других. Примеряя чей-то образ, проще понимать других людей, их точки зрения и позиции. Также приобретаются навыки совместной работы в коллективе.
  • С четкими правилами
    В интересной и занимательной форме можно научиться преодолевать трудности, усваивать правила и нормы, тренировать произвольное поведение. В этом помогут настольные и дидактические игры.
  • Подвижные
    Лучше узнать ресурсы и особенности своего тела, его расположение в пространстве, освоить новые двигательные навыки — вот их главная цель. Такая активность дает возможность выйти накопившейся энергии, усвоить навыки самоконтроля.
  • Игрушки
    Большое количество разнообразных развлечений, в том числе развивающего характера (для счета, определения цвета и нот, говорящие) могут быть использованы в общем русле воспитания. Однако нежелательно подменять живое общение манипуляцией с вещью. Через контакт ребенок познаёт окружение, и не стоит лишать его этой возможности.

Роль наставника

Все эти игры дополняют друг друга, создают плодотворное творческое поле, на котором будут развиваться врожденные задатки. При правильной реализации, взаимодействие членов семьи и чада не только поспособствует движению вперед на пути поведенческого и эмоционального созревания, но и сформирует новые мотивы, потребности (например, самостоятельность).

Какой же подход будет более продуктивным? В идеале партнерское, равноправное участие родителей направляет и контролирует процесс, а иногда и бережет сына или дочь от опасных моментов. Такое участие позволяет освоить новые виды и способы досуга, повысит разнообразие, а следовательно, и возможности роста. Важно, чтобы забота не превратилась в навязывание своих взглядов и правил. Со временем роль отца и матери уменьшается, подрастающий человек находит всё больше смысла и интереса в занятиях наедине с собой и сверстниками.

Влияние игровой деятельности чрезвычайно велико и значимо. Она закладывает фундамент всей грядущей жизни: трудовой, учебной, личной. Наиболее яркие результаты даст общая работа взрослых и детей, такое взаимодействие откроет путь к проявлению задатков и навыков, стремлению к успеху в интересующих областях.

Московская служба психологической помощи регулярно проводит онлайн-мероприятия, посвященные детско-родительским отношениям, вопросам семьи. Список тем и расписание встреч размещены на главной странице сайта службы. Кроме того, в круглосуточном режиме работает телефон неотложной психологической помощи — 051 (для городского), +7 (495) 051 (для мобильного), а также чат психологической поддержки. Подробности на сайте https://msph.ru.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме