Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как в столичном особом семейном центре помогают подросткам с ограничениями здоровья

15 ноября 2021 года

390

Воспитатель Роман Костяев уже 15 лет работает в особом семейном центре «Роза ветров» с подростками с ограниченными возможностями здоровья. Педагог делится профессиональными наблюдениями и рассказывает, как правильно организовать игровую деятельность для ребят с ментальными нарушениями.

По своим правилам

Воспитанники особого семейного центра «Роза ветров» — дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. В группе воспитателя Романа Костяева — ребята разных возрастов, с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, поведенческими расстройствами и ментальными нарушениями. По его словам, они способны к игре, но включиться в нее самостоятельно не могут.

Когда есть проблемная ситуация, педагог направляет ребят, а они в свою очередь придумывают правила и решают, как достигнуть конечной цели. Так рождается понятная только им игра. Так, этим летом их любимым развлечением стала спецоперация по спасению пластмассового самолетика, застрявшего на дереве. Бросать самолет — обычное занятие, интерес у мальчишек появляется, когда он застрял на дереве и его пора «спасать».

Педагог наблюдает со стороны, как ребята пробуют достать предмет. Сбивают его мячом — не получается, дружно трясут дерево — тоже безрезультатно. Потом один мальчик решает использовать свой рост, подпрыгивает пару раз и снимает игрушку с дерева. «Получается, мальчики не смогли, а Влад смог, для него это победа! Игра развивает и радует ребенка, делает счастливым и мотивирует включиться в процесс», — комментирует воспитатель.

Особенная ценность игрового процесса для детей с ментальными нарушениями — в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. Игра развивает восприятие, мышление, внимание, воображение, память, речь, повышает познавательную деятельность. Игра у детей с особенностями в развитии — другая. Она идет по своим правилам. Например, в игре с самолетом командного взаимодействия нет, у ребят включается соревновательный момент: у кого получится его достать — тот чемпион. Педагогов и родителей радует любая коммуникация детей между собой.

Сочиняем на ходу интересную игру

Увлекательный игровой процесс помогает развивать социальную адаптацию подростков с ограниченными возможностями здоровья. Даже ребята, которые никогда не включались в игру, могут заинтересоваться деятельностью своих товарищей, понять, что это весело, и заниматься с ними одним делом.

«Есть подвижные игры с элементами футбола, где просто надо попасть в ворота, а у нас может быть другая игра, причем возникает она спонтанно, из ничего. Дети сами ее придумывают. Вот мы бьем друг другу мяч на улице: „А давай попробуем, чтобы он перелетел через забор? — Давай!“ Придумываем на ходу правила и по ним играем, это очень интересно для ребят. Вообще за ними надо наблюдать! Если ребенок лежит на полу и что-то долго достает из-за шкафа, любой взрослый скажет: „Встань с пола!“. А я вижу, как он пытается, не мешаю, ему это интересно. Спустя время он понял, что вытащить предмет можно скрученной бумагой, — для него это развитие», — поясняет педагог.

Когда в группу пришел 10-летний Даня с ментальными нарушениями, он не говорил, его не интересовала никакая деятельность, о коммуникации невозможно было и подумать. Сейчас педагоги замечают у него положительную динамику в речи. Он произносит имена и отчества, может сказать спасибо, потому что вокруг него речевая среда, все дети говорящие. Он все время слышит какие-то слова, песенки и повторяет их. Мальчик стал с удовольствием ходить на прогулки, включается в разную деятельность, которую видит и которая ему интересна.

«Важно не заставлять ребенка играть и навязывать свои правила, выдергивать его из зоны комфорта и что-то требовать. Он может изображать, что он играет, но тогда эта деятельность не будет иметь развивающего эффекта. Свою основную задачу я вижу в том, чтобы создать условия для ребят. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, тогда он расслаблен и только в этом случае может включаться в общий процесс и получать от него удовольствие», — говорит специалист.

По мнению воспитателя, есть несколько простых шагов для того, чтобы игра стала интересной:

  • Поймите цель ребенка. Когда он что-то делает, важно определить, для чего, и создать подходящие условия.
  • За ним надо наблюдать, понимать и чувствовать, на что он способен.
  • Дайте ребенку свободу действий — пресекать нужно только признаки нежелательного поведения.
  • Будьте с ним во время игры: коммуникация между ребенком и взрослым очень важна.
  • Хвалите его начинания, комментируйте успехи и поддерживайте в неудачах.

Справочно:

Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды, Подростки

Поделиться:

Новости по теме