2 ноября 2021 года
В подростковом возрасте некоторые из нас забрасывали учебник на дальнюю полку и не обращали внимания на переживания родителей и учителей. Сегодня эта проблема не становится менее актуальной. Для ее решения в семейном центре «Измайлово» уже 5 лет реализуется уникальная методика рефлексивно-деятельного подхода. О том, как проходят занятия, расскажет психолог семейного центра «Измайлово» Александр Стариченков.
Методика помогает привить интерес к учебе и сделать этот процесс легким и осознанным. Занятия с подростками проводит психолог центра. На обучение, которое длится от полугода до года, зачисляются дети от 12 лет.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в мини-группах в форме деловой игры и открытого микрофона. «Важно найти зону ближайшего развития ребенка – то есть ту зону, в которой он может справиться с задачей только при помощи взрослого. Наша цель – устранить пробелы в обучении и зафиксировать результат благодаря принципу сознательности и активности со стороны самого ученика. И только после этого можно переходить к новым знаниям», – делится Александр.
История побед: от футбольных матчей до высшего балла по ОГЭ
Петр очень плохо учился. 15-летний мальчик говорил, что главное для мужчины – быть физически развитым и уметь постоять за себя, а не знание школьных предметов. Для него было важно другое: юноша болел за футбольный клуб ЦСКА и участвовал в фанатских движениях. Так продолжалось пару месяцев, потом Петя понял, что приближаются экзамены и без повышения своего образовательного уровня он может их просто не сдать. На занятия в семейный центр школьника привела мама, которая узнала о программе от своей знакомой. Подросток выбрал сдавать ОГЭ по истории в 9 классе и за год посещения занятий очень преуспел в этом направлении. Экзамен он сдал на высший балл и показал один из лучших результатов в школе.
«Занятия были очень полезны. Александр Сергеевич предложил мне отнестись к экзамену как к очередным соревнованиям, и это очень помогло на пути к цели. Я получил огромный заряд мотивации и убедился, что знание истории и высокие баллы на экзаменах только помогают мне быть круче и сильнее. Я перестал жить с ярлыком «глупый ребенок» и убедился, что есть только недостаточно замотивированные ученики», – делится Петр.
Воспитываем состояние успеха
15-летний Алим с семьей недавно переехал в Москву и очень плохо разговаривал и писал на русском языке. На уроках он едва понимал учителя, плохо выполнял домашние и классные работы. А над его ударениями и ошибками на письме нередко подшучивали одноклассники.
«Мы начали с самых простых упражнений по русскому, чтобы воспитать в ребенке состояние успеха и понимание, что он не безнадежен. Через пару недель занятий у Алима был виден прогресс, мы прошли успешно всю программу и сдали ОГЭ», – вспоминает Александр.
Через два года кропотливой работы по методике семейного центра Алим сдал ЕГЭ по русскому языку на 71 балл из 100. Школьник был безмерно счастлив, вспоминал свои неуверенные знания с улыбкой.
«Главное в работе с ребенком, у которого нет мотивации, – это вера в него. Плохо обучаемый ребенок безнадежен, он заражается этим состоянием и самостоятельно выйти из него не может. Нужен тьютор, который будет сопровождать его по новой зоне, по победам в обучении, по успехам», – считает Александр.
Советы для родителей
- Хвалите ребенка как можно больше. Фиксируйте даже малейшее движение вперед: ребенку важно чувствовать свою собственную победу над поставленной перед ним задачей.
- Главное – знание, а не оценка. Разговаривайте со школьником по темам, которые он изучил на уроке. Рассказывайте интересные факты о временном периоде, которые он прошел на истории, или об ученом, опыт которого сегодня он увидел на уроке химии. Так ребенок закрепит знания и желание совершенствоваться в предмете.
- Тайм-менеджмент. Для детей необходимы дедлайны. Позвольте ребенку самому составить себе расписание на будние и выходные дни, вы можете лишь напомнить ему о важных пунктах. Так он будет ответственно относиться к своим задачам и научится четко распределять силы и время на их выполнение.
«Разделите интересы и сложности ваших детей и постарайтесь оставить менторскую позицию. И тогда ребенок не будет себя чувствовать брошенным или виноватым в трудностях, с которыми ему довелось столкнуться в обучении. Помните: каждый имеет задатки и ряд способностей, лишь требуется помощь взрослого, чтобы помочь ребенку развивать их», – делится специалист.
Помощь рядом
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы