22 сентября 2021 года
22 сентября весь мир отмечает OneWebDay или День сети. Основная цель праздника — напомнить людям, как изменились их жизнь и мировоззрение благодаря открытому доступу к информации.
Современные цифровые технологии упрощают жизнь москвичей, в том числе и представителей старшего поколения. Так интернет-ресурсы упрощают процесс предоставления социальных услуг пенсионерам на дому. Социальный работник филиала «Лианозово» Территориального центра социального обслуживания «Бибирево» Анна Рожкова и ее подопечная Татьяна Алексеевна рассказали, как интернет помогает в работе и в быту.
Москвичка Татьяна Алексеевна более 40 лет проработала на обувной фабрике. К моменту выхода на пенсию, ее мать и братья умерли, и она осталась одна. На социальном обслуживании пенсионерка состоит с 2016 года.
Соцработник Анна Рожкова стала для женщины настоящей помощницей: и по дому поможет, и с оплатой коммунальных услуг, и поговорит на житейские темы, выслушает и поддержит. А еще Анна помогла своей подопечной освоить механизм пользования онлайн-услугами.
«Естественно, с появлением в моей жизни интернета многое стало проще. Например, я могу зайти в личный кабинет на сайте mos.ru, посмотреть там свою медицинскую карту и ознакомиться с результатами медицинских анализов. Сейчас для этого не нужно никуда идти. Просто, включила компьютер, открыла вкладку, все, что нужно узнала, и записалась к профильному врачу», — поделилась пенсионерка.
По словам Татьяны Алексеевны, мир онлайн-возможностей ей помогают осваивать и племянники, но все же чаще пожилая москвичка обращается с вопросами к социальному работнику.
«Татьяна Алексеевна сама хорошо справляется. Немного подскажешь, а потом она все делает сама», — подчеркнула Анна Рожкова.
Татьяна Алексеевна уверена, что разбираться в современных интернет-технологиях ей помогает долгий опыт работы на оборудовании с программным обеспечением. Теперь пенсионерка сама заказывает продукты и лекарства на сайтах магазинов и аптек, записывается на прием к врачу.
«Помимо этого, мне нравится читать и смотреть новости. В сети все можно узнать: и про спорт, и про политику, и многое другое. Еще люблю искать новые и интересные кулинарные рецепты. Иногда смотрю фильмы», — рассказала пенсионерка.
Подопечная Анны — очень общительный человек, Татьяна Алексеевна в курсе последних событий и новостей. У пенсионерки много знакомых, которые ей часто звонят. Но Татьяна Алексеевна мечтает однажды освоить и Skype, чтобы не только вести беседы с друзьями, но и встречаться с ними в онлайн-формате.
«Пока эту программу освоить не получается, но, думаю, со временем и ее тоже одолею. Интернет, все-таки, очень много времени отнимает», — пояснила Татьяна Алексеевна.
Кстати, освоить новые мессенджеры представителям старшего поколения помогает проект «Московское долголетие». Для тех, кто хочет углубить знания в мире цифровых технологий, открыты около 130 онлайн-групп по направлениям компьютерная грамотность и работа на смартфоне. Преподаватели рассказывают, как выйти в интернет, как пользоваться и устанавливать полезные приложения, оплачивать коммунальные услуги, записываться к врачу, регистрироваться на сайтах, пользоваться электронной почтой и социальными сетями. А более продвинутых участников проекта знакомят с такими программами, как фотошоп, текстовые редакторы, учат создавать презентации и многое другое. Занятия проходят в онлайн-формате на платформе ZOOM.
Социальная помощь
Перечень и стандарты оказания социальных услуг были изменены в Москве в 2020 году. Некоторые корректировки позволили социальным работникам использовать электронные ресурсы. Сегодня соцработники помогают своим подопечным не только с оформлением онлайн-заказов в магазинах и аптеках, но и с оплатой жилищно-коммунальных услуг, записью на прием к врачу и другим специалистам, а также предоставляют ряд других услуг.
Чтобы оформить соцобслуживание на дому, необходимо обратиться в любой центр «Мои документы». После этого, для определения индивидуального набора услуг по адресу к заявителю приедет социальный инспектор. Он проведет функциональную диагностику. Эта процедура нужна для того, чтобы в дальнейшем установить, какие услуги необходимы конкретному получателю.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы