В обычной жизни все мы привыкли воспринимать мультфильмы как развлечение, но в Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» (ЦРИ «Бутово») мультики стали одним из эффективных методов реабилитации детей и молодежи с особенностями здоровья.

Обучение и игра: как герои мультиков помогают ребятам осваивать новое и общаться

«Ребята занимаются с психологом, учатся взаимодействовать с обществом, что помогает в совместной работе над мультфильмом. Ходят к логопеду, в театральную мастерскую и используют полученные навыки для озвучки персонажей. Занятия в изостудии помогают им создавать кадры будущего мультфильма», — рассказал Денис Притыко, директор Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово».

Мультфильмы бывают двух видов: обучающие и развлекательные. Обучающие мультфильмы помогают детям развить основные навыки, которые им пригодятся в будущем, — например, чтение и счет, а такие мультфильмы, как «Котики, вперед!», напоминают, почему важно быть вежливым и учтивым с окружающими.

Мультики с уверенностью можно назвать инструментом воспитания, которым в ЦРИ «Бутово» теперь успешно пользуются: дети очень открыты к такому формату, им может быть в разы легче воспринимать новые знания и правила поведения с помощью нарисованных ими героев.

Второй вид мультфильмов — развлекательные, они помогают развивать фантазию и творческие способности ребенка. В основном их делают с помощью 3D-анимации, компьютерной графики, на основе комиксов.

Студия для создания мультфильмов

В июне 2021 года в ЦРИ «Бутово» запустили пробный проект «Сиреневая мультстудия» — и через два месяца увидели первые результаты. Мульстудия работала как единый комплекс, включающий в себя зону декораций, вращающуюся сцену, кронштейны, позволяющие имитировать движения героев мультика, камеру для съемки, микрофоны для озвучки героев мультика, и искусственное освещение.

Занятия в такой студии рассчитаны на детей от 4 лет, а все, что требуется от начинающего мультипликатора, — это желание творить. Каждый может попробовать себя в качестве сценариста и создать свой собственный мультфильм.

«В мультстудии ребята проявляли себя как дизайнеры, мультипликаторы и даже программисты. Они сами придумывали сюжеты, создавали персонажей с помощью обычных карандашей, красок, цветной бумаги, пластилина, песка или кукол, а затем знакомились с технологией производства мультфильмов и мастерили собственные шедевры. Оживляя героев при помощи специальной компьютерной программы, ребята вживались в роли и получали большое удовольствие от того, что становились частью событий, происходящих на экране», — рассказывает Роман Ахмедзянов, специалист по комплексной реабилитации центра.

Все эти занятия сотрудники ЦРИ «Бутово» планируют активно задействовать в реабилитации. Ребята и раньше рисовали, лепили и сочиняли собственные истории, но теперь специалисты добавили к этому работу с компьютерными программами и непосредственную реализацию идеи от наброска до картинки на экране. Такой всесторонний подход дает детям представление о профессии мультипликатора и может послужить вдохновением при выборе специальности в будущем.

6 этапов: от задумки до готовой мультипликации

Первый и самый важный этап — создание сценария. Необходимо выбрать тему мультфильма, придумать героев, сделать раскадровку — разложить по кадрам придуманную историю. И только потом можно приступать ко второму этапу — выбору техники мультипликации.

Традиционная мультипликация включает в себя 4 основные техники: объемную, рельефную, песчаную и плоскостную. Под каждый тип мультипликации необходимо создать героев и декорации. Когда все подготовлено, можно приступать к самой съемке и записи звука.

Положительный эффект

«У ребят однозначно развивается фантазия, расширяется кругозор, они учатся пользоваться различными художественными материалами. Конечно, улучшаются навык рисования, моторика. Как правило, занятия проходят в игровой форме. Ребята занимаются в паре: они вместе развиваются, учатся друг у друга и учатся поддерживать партнера, когда что-то не получается. Развитие эмпатии — еще один важный результат работы детей», — говорит Светлана Харитонова, специалист по комплексной реабилитации ЦРИ «Бутово».

После занятий в мультстудии у ребят отмечается улучшение речи и мышления, они научились более развернуто излагать мысли, выстраивать сюжеты. Ребята стали более инициативными и любознательными. Через своих героев дети учились делать правильный выбор, принимать решения, узнавали, почему важно быть ответственным, скромным и добрым человеком. А тот факт, что дети сами же являлись авторами мультиков, только усилил позитивный эффект.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы