Если у ребенка диагностируют нарушения речи, родители обращаются к логопеду, и это правильно. Однако без помощи родителей работа специалиста будет сильно затруднена. Общение с семьей — неотъемлемая часть обучения ребенка, формирования навыков — в том числе четкой и понятной речи. Логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) Юлия Григорьева дает рекомендации, которые необходимо соблюдать родителям для развития речевой активности ребенка.

«Занятия дома позволяют детям более внимательно относиться к своей речи, лучше контролировать произношение. Неговорящий ребенок при соблюдении триады логопед-ребенок-родитель чаще обращает внимание на эмоции и интонации родных, прислушивается к неречевым звукам: шуму, пению птиц, плеску воды. Пытается подражать артикуляции взрослых: вытягивает губы, надувает щеки, морщится», — объясняет Юлия Григорьева.

На что же обращать внимание родителям детей, у которых нарушено звукопроизношение и есть недостатки развития фонематического слуха?

Четкое произношение: говорите понятно

Следите за тем, как вы сами проговариваете слова, ставите ударения. Произносите звуки утрированно. Ребенок будет следить за вашими губами и стараться вам подражать. «Машина едет, би-би»: губы утрировано произносят слоги, в это время руками ребенка можно трогать его губы. «Катя сидит»: имя куклы произносите громко, с утрированной артикуляцией, обращайте внимание ребенка на движение своих губ, побуждайте ребенка потрогать лицо куклы, свое лицо.

Эмоции: говорите выразительно

Старайтесь, чтобы речь была эмоционально окрашена. Ребенок будет не только слушать, но и следить за вашим выражением лица, артикуляцией.

Стихи: читайте потешки и прибаутки

Рифма — ваш незаменимый помощник. Когда мы четко проговариваем слова во время чтения стихов, ребенок начинает понимать интонации, темп, структуру слов — со временем он интуитивно учится ставить акценты сам. Рифмующиеся слова позволяют эффективнее запомнить правильное произношение с помощью ассоциаций (например: «Листья падают в саду, я их граблями гребу», руки делают зачерпывающие движения). Читайте с ребенком потешки, прибаутки, отрывки из несложных стихотворений, басен, сказок.

Выбор из нескольких предметов: помогайте говорить о своих желаниях

Предлагайте ребенку выбор, стимулируйте его наглядно. Например, возьмите в руки сок и бутылку с водой и спросите: «Ты будешь сок или воду? Скажи / покажи».

Диалог: общайтесь даже с самыми маленькими

Практика играет ключевую роль в любом деле, в том числе и при речевых нарушениях. Говорите с ребенком, стимулируйте его голосовую и речевую активность, побуждайте включаться в разговор. Если ребенок маленький, просите его повторять за вами простые конструкции: «Мама, дай», «Баба, ау!», «Дай би-би» и т. д.

Детей постарше можно вовлекать в разговор вопросами, на которые нельзя ответить «да» или «нет»: «С кем ты играл сегодня?», «Какие игрушки возьмешь завтра в садик?», «Что ты хочешь на обед?».

Паузы: останавливайте торопыгу

Необходимо останавливать ребенка, если темп его речи слишком ускорился и фразы становится трудно разобрать: «Подожди, остановись, мне трудно тебя понять. Давай подышим немного. Теперь сделай вдох и постарайся не торопиться. Вот так, хорошо, теперь все понятно».

Доверительные отношения: будьте другом для своих детей

Ребенок должен вам доверять. Тогда вы сможете побуждать его рассказывать о своих эмоциях, о прожитом дне, о планах на выходные. Можно совместно составлять график дня, обсуждать варианты досуга, давать пример, описывая свои эмоции от увиденного или услышанного.

Словесные игры: отрабатывайте звуки, которые тяжело даются ребенку

Побуждайте ребенка выделять в речи звук, который он отрабатывает с логопедом, например: «Жук жуж-ж-жит жу-жу», «ворона кричит кар-кар», — и не забывайте, что губы при этом должны двигаться выразительно. Обращайте внимание на пропуски этого звука в речи или на его искажения. В свободное время, в дороге, например, можно играть в словесные игры: «придумай 5 слов на звук „ж“, назови 10 слов, где звук „р“ в середине слова».

«Специалисты могут давать разные задания, которые ребенку нужно будет выполнить вместе со взрослым. В нашем центре при прохождении курса реабилитации логопед обязательно составляет рекомендации и список литературы для продолжения коррекционно-развивающей работы самостоятельно, вне учреждения», — резюмирует Юлия.

Помощь рядом

Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):

  • обратитесь в Территориальный центр социального обслуживания (ТЦСО) по месту прописки;
  • свяжитесь с сотрудниками МГЦР по телефонам +7 (499) 179-95-14 и +7 (499) 179-87-50;
  • посетите центр очно: консультанты учреждения проинформируют о необходимых документах для постановки на учет и прохождения курса реабилитации.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы