Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как помочь ребенку преодолеть логопедические нарушения

10 сентября 2021 года

Как помочь ребенку преодолеть логопедические нарушения

Если у ребенка диагностируют нарушения речи, родители обращаются к логопеду, и это правильно. Однако без помощи родителей работа специалиста будет сильно затруднена. Общение с семьей — неотъемлемая часть обучения ребенка, формирования навыков — в том числе четкой и понятной речи. Логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) Юлия Григорьева дает рекомендации, которые необходимо соблюдать родителям для развития речевой активности ребенка.

«Занятия дома позволяют детям более внимательно относиться к своей речи, лучше контролировать произношение. Неговорящий ребенок при соблюдении триады логопед-ребенок-родитель чаще обращает внимание на эмоции и интонации родных, прислушивается к неречевым звукам: шуму, пению птиц, плеску воды. Пытается подражать артикуляции взрослых: вытягивает губы, надувает щеки, морщится», — объясняет Юлия Григорьева.

На что же обращать внимание родителям детей, у которых нарушено звукопроизношение и есть недостатки развития фонематического слуха?

Четкое произношение: говорите понятно

Следите за тем, как вы сами проговариваете слова, ставите ударения. Произносите звуки утрированно. Ребенок будет следить за вашими губами и стараться вам подражать. «Машина едет, би-би»: губы утрировано произносят слоги, в это время руками ребенка можно трогать его губы. «Катя сидит»: имя куклы произносите громко, с утрированной артикуляцией, обращайте внимание ребенка на движение своих губ, побуждайте ребенка потрогать лицо куклы, свое лицо.

Эмоции: говорите выразительно

Старайтесь, чтобы речь была эмоционально окрашена. Ребенок будет не только слушать, но и следить за вашим выражением лица, артикуляцией.

Стихи: читайте потешки и прибаутки

Рифма — ваш незаменимый помощник. Когда мы четко проговариваем слова во время чтения стихов, ребенок начинает понимать интонации, темп, структуру слов — со временем он интуитивно учится ставить акценты сам. Рифмующиеся слова позволяют эффективнее запомнить правильное произношение с помощью ассоциаций (например: «Листья падают в саду, я их граблями гребу», руки делают зачерпывающие движения). Читайте с ребенком потешки, прибаутки, отрывки из несложных стихотворений, басен, сказок.

Выбор из нескольких предметов: помогайте говорить о своих желаниях

Предлагайте ребенку выбор, стимулируйте его наглядно. Например, возьмите в руки сок и бутылку с водой и спросите: «Ты будешь сок или воду? Скажи / покажи».

Диалог: общайтесь даже с самыми маленькими

Практика играет ключевую роль в любом деле, в том числе и при речевых нарушениях. Говорите с ребенком, стимулируйте его голосовую и речевую активность, побуждайте включаться в разговор. Если ребенок маленький, просите его повторять за вами простые конструкции: «Мама, дай», «Баба, ау!», «Дай би-би» и т. д.

Детей постарше можно вовлекать в разговор вопросами, на которые нельзя ответить «да» или «нет»: «С кем ты играл сегодня?», «Какие игрушки возьмешь завтра в садик?», «Что ты хочешь на обед?».

Паузы: останавливайте торопыгу

Необходимо останавливать ребенка, если темп его речи слишком ускорился и фразы становится трудно разобрать: «Подожди, остановись, мне трудно тебя понять. Давай подышим немного. Теперь сделай вдох и постарайся не торопиться. Вот так, хорошо, теперь все понятно».

Доверительные отношения: будьте другом для своих детей

Ребенок должен вам доверять. Тогда вы сможете побуждать его рассказывать о своих эмоциях, о прожитом дне, о планах на выходные. Можно совместно составлять график дня, обсуждать варианты досуга, давать пример, описывая свои эмоции от увиденного или услышанного.

Словесные игры: отрабатывайте звуки, которые тяжело даются ребенку

Побуждайте ребенка выделять в речи звук, который он отрабатывает с логопедом, например: «Жук жуж-ж-жит жу-жу», «ворона кричит кар-кар», — и не забывайте, что губы при этом должны двигаться выразительно. Обращайте внимание на пропуски этого звука в речи или на его искажения. В свободное время, в дороге, например, можно играть в словесные игры: «придумай 5 слов на звук „ж“, назови 10 слов, где звук „р“ в середине слова».

«Специалисты могут давать разные задания, которые ребенку нужно будет выполнить вместе со взрослым. В нашем центре при прохождении курса реабилитации логопед обязательно составляет рекомендации и список литературы для продолжения коррекционно-развивающей работы самостоятельно, вне учреждения», — резюмирует Юлия.

Помощь рядом

Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):

  • обратитесь в Территориальный центр социального обслуживания (ТЦСО) по месту прописки;
  • свяжитесь с сотрудниками МГЦР по телефонам +7 (499) 179-95-14 и +7 (499) 179-87-50;
  • посетите центр очно: консультанты учреждения проинформируют о необходимых документах для постановки на учет и прохождения курса реабилитации.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме