Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как подготовить ребенка к школе после летнего отдыха: советы для приемных семей

24 августа 2021 года

Как подготовить ребенка к школе после летнего отдыха: советы для приемных семей

Некоторые дети испытывают сложности с адаптацией к школе после летних каникул. Связано это с тем, что отдых сильно отличается от учебных дней: другой режим, новый круг общения и зачастую другое место пребывания и, конечно, минимальное количество учебной нагрузки. Отдельный вопрос — малыши, для которых школа откроет двери впервые. Поэтому родителям или опекунам необходимо уделить этому вопросу особое внимание и помочь ребенку подготовиться к учебному году, не только купив новые школьные принадлежности и форму, но и психологически. Вместе с ним пройти адаптационный период. О том, как это сделать, рассказывают специалисты столичных центров содействия семейному воспитанию.

«Начать стоит с того, что минимум за неделю до школы необходимо вернуть ребенка в привычный для него в учебном году режим сна. Это поможет избежать стресса для организма при ранних утренних подъемах. Рекомендую постепенно повторять правила, выполнять упражнения по основным школьным предметам. Можно это делать в игровой форме, во время прогулок или путешествий», − рассказывает учитель-дефектолог центра им. Г.И. Россолимо Кира Женихова.

«Физическое здоровье − это база, на которой все держится. Поэтому важно поддерживать режим для ребенка. Это значит, что необходимо ложиться спать не позже десяти часов вечера. Здесь, конечно, существует зависимость от возраста. Ученики начальных классов могут ложиться в девять вечера, ребята постарше — в десять. Также важно, чтобы помещение хорошо проветривалось, а сон был спокойным. И, конечно, еда, насыщенная витаминами», − говорит психолог Наталья Варакина из ЦССВ «Каховские ромашки».

Необходимо также обсудить с ребенком новые школьные предметы, если они появятся в предстоящем учебном году. Найдите в них что-то, что может заинтересовать ребенка, мотивируйте его на дальнейшее изучение нового предмета.

«Важно уделить внимание эмоциональной готовности к школе. Ребенок может переживать о том, как встретят его одноклассники и школьные друзья, которых он не видел все лето, как сложатся его отношения с учителями. Чтобы снизить тревожность, хорошо организовать встречу со школьными друзьями еще до начала учебного года. Общение в неформальной обстановке, например, в кино или на пикнике, поможет им вспомнить друг друга, поделиться впечатлениями о лете, тогда встреча в школе пройдет более комфортно», − добавляет Кира Женихова.

После школы обязательно нужно давать время на отдых, чтобы ребенок мог заняться какими-то своими делами и немножко переключиться, разгрузиться. Для учебы требуется специально оборудованное пространство.

«Крайне важно поднимать ребенку самооценку. Не нужно сравнивать его с другими ребятами и противопоставлять их успехи его достижениям. Нужно чаще хвалить ребенка и говорить ему, что вы верите в него. Желательно каждый вечер обсуждать, как прошел день, какие чувства ребенок испытывал. Если это малыш, то можно приобрести колоду метафорических карт, где есть картинки с животными или сказками. Ребенку нужно будет выбрать карту, символизирующую то, на что был похож его день. Так ему легче будет образно представить и описать день, а вам − его разговорить. Все зависит не от количества проведенного времени с ребенком, а от качества. Нужно найти хотя бы 10-15 минут в день, чтобы поговорить с ребенком, чтобы он чувствовал психологическую поддержку», − советует Наталья Варакина.

Первый раз — в первый класс

Первый год обучения в школе − важный период и для самих родителей, так как именно в это время закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а близким − терпение и понимание.

«В жизни ребенка появляются новые люди — учителя и одноклассники, формируя коммуникацию с ними, первоклассник завоевывает авторитет, а также получает обратную связь в виде похвалы и дружеских отношений. Или же, наоборот, замечаний и непринятия, которое положительно или отрицательно сказывается на его самооценке в дальнейшем. Рекомендовано поощрять каждое маленькое и большое достижение малыша. В возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителей, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. В период адаптации важно быть рядом с ребенком, поддерживать его, искренне интересоваться тем, как прошел день в школе», − считает психолог ЦССВ имени Ю.В. Никулина Екатерина Кушникова.

Для формирования полной картины о прошедшем дне первоклассника важно интересоваться не только тем, что он ел в столовой, а тем, что он чувствует после проведенного в школе дня, какие моменты ему запомнились больше всего, что показалось наиболее сложным. Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь: использовать навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения — чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой, и т.д.

В некоторых случаях, если ребенок испытывает трудности при социальной адаптации, на первые недели сентября родителю можно взять отпуск на работе, чтобы больше времени проводить вместе: встречать, провожать и помогать в подготовке к следующему учебному дню.

Не стоит забывать про правила, которые в дальнейшем благоприятно скажутся на формировании личности маленького человека, заложат надежный фундамент в организации и планировании времени:

  • Портфель нужно собирать накануне учебного дня, чтобы утром не искать тетрадь или учебник.
  • Школьные принадлежности должны содержаться в порядке и чистоте.
  • Не нужно откладывать подготовку домашнего задания на поздний вечер — лучше немного времени после школы отдохнуть и приступить к выполнению домашней работы, а уже после смотреть мультики или играть в любимые игры.
  • На время подготовки домашнего задания исключить внешние раздражающие и отвлекающие стимулы − игрушки, гаджеты, работающий телевизор.

«Не стоит быть излишне требовательным и формировать у себя иллюзорные ожидания от ребенка, важно принять тот факт, что ошибаться − это нормально. Относиться к взлетам и падениям как к опыту, который можно использовать в будущем. Если ребенок распложен к контакту и доверительной беседе, можно попытаться разобрать ситуацию, которая произошла с ним, вместе понять, где была допущена ошибка и что можно сделать, чтобы предотвратить ее в дальнейшем», − советует психолог.

Школа дает ученику многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов учителя с родителем. Поэтому стоит находить время не только на обязательные школьные собрания, но и на индивидуальную беседу с учителем для получения обратной связи и формирования портрета ребенка как ученика.

«В семье должна быть благоприятная атмосфера. Семья должна быть тихой гаванью для ребенка, особенно для того, кто идет в школу в первый раз. Замотивировать его можно, сказав, что он уже взрослый. Можно похвалить школьную канцелярию. А лучше всего, если вы отправитесь покупать ее вместе и обязательно предоставите ребенку возможность выбора. Поход в школу − это своеобразная инициация, переход из детства в относительно взрослую жизнь. Важно поддерживать ребенка и показывать, что в его жизни появилась ответственность, но вместе с тем нужно давать понять, что в этой деятельности есть много интересного», − убеждена Наталья Варакина.

Для родителей «первый раз в первый класс» − также довольно волнительный момент. Шесть-семь лет − это возраст, когда ребенок начинает процесс отделения от родителей, у него появляются собственные друзья, интересы. Родителю важно не нарушать этот процесс, а содействовать, ведь ребенок смотрит на реакцию взрослого. Если мама или папа тревожны, то дети это обязательно перенимают.

«Важно сказать ребенку: я есть, ты можешь исследовать реальность и всегда вернуться ко мне. Также можно дать ребенку переходный объект, обсудив это с учителем. Это может быть любимая игрушка, которая выполняет функцию снятия тревожности», − советует родителям Наталья Варакина.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме