Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Двойственные послания родителей и их последствия: мнение московского психолога

17 августа 2021 года

Двойственные послания родителей и их последствия: мнение московского психолога

Случается, что мама на словах выражает любовь, хочет хороших отношений с ребенком, а в жестах, поступках прорываются истинные негативные эмоции: усталость, раздражение. Это пример двойного послания. О том, как они влияют на детей, рассказала психолог семейного центра «Печатники», кандидат психологических наук Ирина Кутянова.

На прием в семейный центр «Печатники» обратилась мама сына 10 лет Наталья. Она была обеспокоена, что ребенок слишком замкнут, не уверен в себе, апатичен. На консультации женщина говорила ему добрые слова строго. Например, обратилась к ребенку «солнышко мое!» таким тоном, что стало понятно: она в этот момент испытывала раздражение по отношению к сыну, хотя и называла его ласковым именем.

В процессе работы с психологом мама поняла, что она имеет право на то, чтобы быть неидеальной, отработала навыки рефлексии и конструктивного выражения чувств, Я-высказываний, а также осознала, что ее ребенок тоже может ошибаться.

«Двойственные послания возможны, когда родители сами не могут выполнить то, что хотят воспитать в своих детях: например, честность, отсутствие вредных привычек, ответственность, выполнение обещаний и др. Это также двойные послания ребенку: на словах говорится одно, а на деле сын или дочь видят совсем другое поведение родителей», — рассказывает специалист.

Когда ребенок получает двойные послания, у него происходит дезориентация, он не знает, как себя вести, чтобы быть хорошим. Например, получил в школе тройку — мама говорит, что он плохо учится, надо стараться учиться на отлично. Ребенок получает долгожданную пятерку — мама снова не хвалит его, а говорит, что пятерка только одна, этого мало.

У него появляется убеждение, что, как бы он ни поступил, это будет плохо, он не получает одобрения. Если эта ситуация происходит систематически, это приводит к рассогласованию ребенка со своим внутренним миром, возникновению апатии, возможно появление психических расстройств.

Конструктивное выражение эмоций

Взрослым важно принять то, что они могут быть уставшими, раздраженными. Проговаривайте свои эмоции в Я-сообщениях. При этом предлагайте конструктивный вариант разрешения ситуации. Например, не «Ты меня утомляешь», а «Я чувствую усталость, не могу сейчас играть в активные игры, давай вместе почитаем книгу или посмотрим хороший фильм».

Кроме этого, важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи, ведь достижения складываются из маленьких шагов. При возникновении вопросов в воспитании детей родители всегда могут обратиться к специалистам столичных семейных центров за поддержкой.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме