Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Замкнутый ребенок: как в семейных центрах помогают наладить отношения родителей с детьми

5 августа 2021 года

Замкнутый ребенок: как в семейных центрах помогают наладить отношения родителей с детьми

Некоторые родители, заметив, что их ребенок ведет себя замкнуто, испытывают растерянность. Возникает непонимание, что произошло, и желание помочь ему раскрыться, найти друзей, научиться общаться. О детской замкнутости и как вести себя с таким непростым проявлением характера, рассказала психолог семейного центра «Хорошевский» Светлана Даренских.

Какой он — замкнутый ребенок

Для начала важно понять, действительно ли ребенок переживает от стеснения и замкнутости. Ведь возможен вариант, что он больше ориентирован на свой внутренний мир, ему комфортнее быть наедине с собой или с узким кругом близких людей. В таком случае попытки сделать из него душу компании не принесут ничего хорошего. Стоит принять факт, что ребенок такой, какой есть, даже если родителю и хотелось бы видеть его общительным заводилой.

Сигналом о помощи могут выступать чувства и переживания. Чтобы понять их, спросите ребенка, как он себя ощущает в классе, на прогулке, в компании сверстников, есть ли у него друзья, не сталкивается ли со страхами, тревогой, неуверенностью при общении?

Замкнутый ребенок может упомянуть переживание одиночества, стыда, неловкости в контакте с миром — сказать, что ему страшно начинать разговор с одноклассниками, поднимать руку и отвечать на уроке. Он может хотеть общаться, но не знать и не уметь это делать. Ребенок, ориентированный на свой внутренний мир, в ситуации необходимости сможет общаться со взрослыми и со сверстниками, не испытывая тревоги.

Лишь убедившись, что погруженность в себя и небольшое количество контактов тяжко для него самого, можно начать пытаться помогать и исправлять ситуацию.

Как может помочь родитель

Будьте внимательны к ребенку

Интересуйтесь его состоянием, побуждайте говорить о своих переживаниях неуверенности, тревоге. Так ребенок сможет ощутить вашу поддержку и включенность в его жизнь.

Обсуждайте возникающие страхи

Не пытайтесь их обесценить, переубедить ребенка, что пугающий объект или ситуация вовсе не страшны. Покажите, что вы слышите и принимаете его. Попробуйте вместе найти пути преодоления и решения страшных ситуаций. И главное — быть с ребенком рядом в это время.

Поделитесь с ребенком своим опытом

Если малыш увидит, что вы тоже можете где-то чувствовать стеснение, сложности в общении с другими людьми, он поймет, что не одинок в своей проблеме. Так у вас получится вместе учиться преодолевать замкнутость.

Грамотно выстраивайте похвалу и критику

Не стоит развивать вседозволенность и незаслуженную похвалу: оценки должны оставаться объективными. Критикуйте максимально осторожно — избегайте резких выражений, подрывающих веру ребенка в себя. Дайте ребенку понимание, что неудачи и ошибки не делают его целиком плохим.

Самое главное — не забывайте проявлять любовь, тепло, поддержку

Обнимайте ребенка, говорите, что любите его, что вы рядом с ним. Не думайте о том, что чадо все это знает, — искренне проговаривайте свои теплые чувства к нему.

«Спасите моего ребенка!»

В семейный центр «Хорошевский» обратилась Елена, мать 12-летней Кристины. Со слов женщины, дочка абсолютно не умела общаться с людьми, у нее было мало друзей, общение вызывало у нее полное оцепенение. Источником стресса дочери мог выступать ответ на уроке, поход в поликлинику и даже встреча с дальними родственниками.

В ходе работы с семьей выяснилось, что Елена воспитывала дочь в чрезмерной строгости, заостряла внимание на каждой ее ошибке, учила быть совершенством во всем. Также у Кристины появлялась мысль о небезопасности мира, о том, что все люди вокруг злые, недружелюбные, хотят сделать ей плохо.

Психолог помог Кристине сформировать представление о мире как о более безопасном, чем ей изначально казалось, — девочке предложили посещать групповые занятия с подростками в центре, поощряя ее активность и готовность общаться. Таким образом, со временем Кристина смогла проработать свою тревогу и стать более открытой в общении и со сверстниками и с взрослыми.

Переживание тревоги и замкнутости может быть тяжелым для ребенка, а также негативно сказываться на его развитии. Если вы замечаете подобные затруднения и не уверены, что можете с ними справиться, вы можете обратиться за помощью к психологам столичных семейных центров через портал «Мой семейный центр».

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме