24 июня 2021 года
Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Она может показать пример выхода из сложной проблемы, вывести наружу глубоко спрятанные эмоции и добраться до подсознания. Как это работает, рассказала психолог семейного центра «Зеленоград» Жанна Глушач.
«Именно сказкотерапия выступает эффективным методом коррекции страхов и тревог ребенка, переработки его травматического опыта, восстановления семейных и социальных связей. Использование сказки в психокоррекционных целях имеет множество преимуществ», — отмечает психолог.
Преодолевает психологические защиты. В ситуациях, когда ребенок не желает открыто говорить о какой-либо проблеме или в силу маленького возраста еще не может это делать, терапевтическая история на заданную тему вызывает интерес и не отталкивает своей прямотой и агрессивным воздействием.
Учит разнообразию мышления. Попав в трудную ситуацию, ребенок часто не понимает, как ему реагировать и поступать в данном случае. Из-за отсутствия опыта он не может предугадать, чем закончится то или иное действие. Сказка позволяет узнать о разных вариантах развития событий, подкрепляя уверенность в том, что выходов из ситуации может быть много.
Позволяет испытать «запретные» чувства. Родители не всегда учат распознавать и называть чувства. Более того, многие эмоции становятся запретными: «плакать некрасиво», «жаловаться стыдно», «злиться нельзя». Через восприятие разных персонажей ребенок имеет возможность не только прикоснуться к миру эмоций, но и проиграть некоторые из них.
Очень важно использовать сказки своевременно и в соответствии с возрастными периодами. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте это могут быть ролевые сказочные сюжеты с активными персонажами и волшебными артефактами, то к подростковому возрасту сказка тоже «взрослеет» и обретает форму притчи. С особым интересом подростки слушают короткие истории, обсуждая их смысл с философским подтекстом.
«Непослушные пальчики»
В семейный центр «Зеленоград» обратилась мама четырехлетней Ани. «Уже на протяжении года дочь сосет пальцы. Запреты не помогают, и ситуация усугубляется с каждым днем: если раньше она их сосала только ночью, то теперь целый день. Пальцы начали деформироваться, зубы — искривляться», — говорит Елена, мама девочки.
В процессе занятий психолог совместно с мамой ребенка сочинили цикл рассказов «Как пальчики в Зубной мир ходили». Девочка сначала недоверчиво слушала сказки, потом начала активно принимать участие в их обсуждении и даже придумывала окончание историй. Пальчики прятались в лейкопластырь, использовали волшебную рукавичку и просили не пускать их в Зубную страну. Через несколько месяцев работы Аня сама стала следить за своими пальчиками — проблема была решена.
«Чем я наполняю свою жизнь»
К психологу за консультацией обратился семнадцатилетний Егор. «Я не понимаю, ради чего живу. Мне ничего не хочется, я все время что-то делаю, но без желания, на автомате. Меня о чем-то просят друзья, родители, и я все выполняю, но радости от жизни нет», — говорил юноша.
Беседу специалист построил на основе притчи о мудреце и полной банке, которую тот попеременно заполнял камнями, песком и водой, показывая, как часто человек распыляется на мелкие дела, теряя возможность делать что-то очень важное. Егор с интересом подхватил историю и стал группировать свои дела на «воду, песок и камни». Оказалось, что он так был занят выполнением чужих просьб, что на увлечения, которые его радовали, времени уже не оставалось. Работа над изменением ситуации продолжалась еще несколько недель.