19 мая 2021 года
Формирование речевых навыков — важный этап развития ребенка, без которого затрудняется не только его общение с взрослыми и сверстниками, но и познавательная деятельность. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на сложности, которые испытывает ребенок, и начать коррекционные занятия. О том, как в ЦССВ имени Ю. В. Никулина трудности развития речи воспитанников преодолевают с помощью пиктограмм, рассказывают логопеды центра Александра Богданова и Наталья Лущ.
Не только слышать речь, но и видеть ее
«Благоприятным периодом для развития речи ребенка является дошкольный возраст. Это период активного словотворчества, когда дети умеют „играть“ со словами, изменять их и согласовывать между собой. Предложения становятся более развернутыми, а речь — более содержательной. Но нередко именно тогда проявляются и проблемы. Например, есть дети, которые допускают большое количество ошибок. Упрощают или неправильно изменяют слова — говорят „лисовый“ вместо „лисий“, „скода“ вместо „сковорода“. Согласуют слова в предложении с ошибками: „мой шапка“, „пять свинят“. Это говорит о скудности словарного запаса», — рассказывает Александра Богданова.
Для решения таких трудностей специалисты предлагают использовать пиктограммы — рисуночное письмо, графические образы, которые ребенок придумывает сам, чтобы запомнить текст.
Текст можно изобразить графически
«Пиктограммы облегчают детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью, способствуют развитию памяти, а использование рисунков на занятиях повышает интерес ребят к происходящему», — продолжает Александра. Пиктограммы выступают наглядным материалом: каждому слову или словосочетанию соответствует свое изображение. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фраз и предложений. Дошкольники получают возможность не только слышать речь, но и видеть ее.
«С детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно, — описывает методику Наталья Лущ. — Сначала читаем рассказ или стихотворение, выделяем слова или сочетания слов, которые нужно запомнить. Затем берем лист бумаги, делим его карандашом на квадраты и в каждый вписываем слова. Задача ребенка — нарисовать рядом картинку, которая, по его мнению, ассоциируется с ними. Метод пиктограмм можно использовать для пересказа текста или заучивания стихотворений, загадок».
По словам логопедов, пиктограмма создает для ребенка образ текста, что важно для механизма зрительной памяти. «У ребенка формируется навык составления описательного рассказа, происходит накопление как активного, так и пассивного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, а символы и схемы, которые лежат в основе ассоциаций, облегчают процесс запоминания», — говорит Наталья Лущ.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы