В 2011 году по инициативе Регионального благотворительного общественного Фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан стартовал проект «Уроки великого мастера». Это мастер-классы профессиональных художников, именитых мастеров живописи, рисунка и скульптуры для детей и молодых людей с инвалидностью. О том, как на протяжении 10 лет проект помогает талантливым ребятам с ограниченными возможностями здоровья, рассказала руководитель Фонда Галина Пузанкова.

— Как появилась идея создания проекта «Уроки великого мастера»?

— Чтобы поддержать молодых людей и детей с инвалидностью и помочь им раскрыть свой творческий потенциал, мы решили провести несколько мастер-классов с участием Зураба Константиновича Церетели. После второго занятия со студентами Российской государственной специализированной академии искусств и ребятами из творческой студии реабилитационного центра, Зураб Константинович обошел все рабочие места участников, посмотрел картины, оглянулся на меня и сказал: «Галина Николаевна, Вы посмотрите, какая прекрасная экспозиция получилась!» Тогда я обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения с предложением организовать выставку готовых работ наших участников. Ребята с инвалидностью общаются с художниками, учатся у них, а потом участвуют в выставках. Для них это колоссальный опыт и хорошая поддержка. Ведь при нашем участии молодые люди, которые хотят выйти во взрослую жизнь и стать профессиональными художниками, могут бесплатно представить свои работы на выставочных площадках.

— Проект помогает ребятам развиваться в профессиональном плане?

— Они учатся технике высоких мастеров. Это невероятно полезный опыт для начинающих художников. В этом году мастер-класс давал Георгий Степанович Краснов, почетный член Российской академии художеств. В академии акварели провел блестящий урок народный художник России Евгений Николаевич Максимов. Зураб Константинович регулярно занимается с нашими детьми и молодыми людьми с инвалидностью. У ребят появляется шанс перенят технику и манеру письма у высоких художников, попробовать как можно больше разных, уникальных техник. Например, у Зураба очень необычный стиль: детали прорисованы мелкими резкими мазками, из-за чего картина получается объёмной. Ребята берут эту технику на вооружение, повторяют в своих работах. А мастер-классы Евгения Максимова интересны разнообразием картин, которые получаются в итоге. Все пишут с одной натуры, но каждый видит по-своему.

— Мастер-классы в рамках проекта несут терапевтический эффект?

— Однозначно! Это мнение не только экспертов и психологов, но и родителей наших ребят-участников и педагогов специальных образовательных учреждений. Например, декан специализированной художественной академии всегда подчеркивает, что мастер-классы имеют именно терапевтический эффект. Ведь у ребят есть возможность выразить себя.

Так, на занятиях, которые проводит Церетели царит какая-то удивительно благостная обстановка. Он уделяет время абсолютно каждому. А главное, дает участникам возможность проявить себя. Начиная мастер-класс, Зураб Константинович всегда говорит: «Я вижу, что вы хотите посвятить себя искусству живописи. И я не буду вас ограничивать. Сейчас мы начнем наше занятие. Кто-то будет работать вместе со мной над подготовленной композицией, а кто-то может написать собственный сюжет, который придет в голову. Рисуйте, творите! Я хочу посмотреть, какими красками вы видите мир». Всегда есть те ребята, у которых свое очень необычное и интересное видение. На всех занятиях есть свобода творчества и самовыражения.

— Как проходит мастер-класс?

— Все начинается с того, что художник знакомится с ребятами, рассказывает о себе, чтобы вдохновить участников. И дети, и молодые люди всегда слушают с восхищенно открытыми глазами. Самое занятие всегда проходит в очень тесном контакте между мастером и учениками. Художник находит время и доброе слово для каждого: подойдет, посоветует что-то поправит, оценит, подскажет. Наши участники, дети и молодые люди с инвалидностью, такие восторженно-восхищенные и немножечко наивные, очень легко проникаются симпатией к мастеру. Одна девочка мне даже сказала «Надо же! Народный художник! Даже можно было к нему прикоснуться». В конце занятия у ребят уже есть готова работа, которую можно сфотографировать и добавить в свое портфолио. Каждый участник также получает диплом или сертификат о прохождении мастер-класса. Мы считаем, что очень важно предоставлять ребятам такое подтверждение их навыков. Ведь потом, когда они будут выходить во взрослую жизнь, у них уже будет готовое портфолио. Это очень ценно.

— Нужно ли участникам приносить свои материалы на мастер-классы?

 Мы предоставляем краски, баночки, разбавители, кисти, холсты, бумагу для эскизов, салфетки, карандаши и многое другое. Словом, все необходимое. К выставке мы тоже готовим работы самостоятельно. Занимаемся оформлением, размещением. Буквально пару дней назад забрали работы ребят из багетной мастерской и в ближайшее время планируем очередную выставку.

— «Уроки великого мастера» созданы специально для детей и молодых людей с инвалидностью. Среди них бывают ребята с нарушениями слуха и зрения. Как происходит коммуникация с ними?

 На наших мастер-классах всегда есть сурдопереводчик. Иногда это сотрудники центра жестового языка, иногда педагоги Российской государственной специализированной академии искусств, которые сопровождают ребят участников. Преподаватели, конечно, могут более ярко и живописно передать слова и объяснения художника. Что касается участников с нарушением зрения, то для них проводим специально адаптированные занятия. Например, в рамках программы «Мир творчества и доброты» осенью прошлого года провели мастер-класс со скульптором Григорием Викторовичем Потоцким. Ребята вместе с мастером работали над пластилиновой заготовкой для будущей бронзовой скульптуры.

— Могут ли на встречах присутствовать родители?

— Конечно, ведь от этого зависит комфорт и спокойствие участника. Если мы говорим об организованных группах, ребятах из специализированных образовательных учреждений, то они приезжают с деканом или педагогом. Стоит отметить, что и преподаватели, и родители остаются в восторге от занятий. Например, у нас была девочка, которая участвовала в программе «Раскрой в себе художника» на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. После она приехала и на мастер-класс в Галерее искусств Зураба Церетели. Участницу привез папа, с которым потом удалось побеседовать. Оказалось, что девочка никогда не интересовалась художественным искусством. Что-то рисовала на уроках в школе и дома, но не более. А программа «Раскрой в себе художника» и «Уроки великого мастера» помогли проявить ее талант. Вся семья и девочка были впечатлены и очень довольны.

— То есть, не все участники до мастер-классов занимались рисованием

— Профессионально — не все. Конечно, многие участники — это студенты Российской государственной специализированной академии искусств и учащиеся творческих студий при реабилитационных центрах. Но среди них есть и другие дети и молодые люди с инвалидностью, которые никогда ранее не писали маслом, не работали в технике акварели. Но могу вам сказать, что у большинства ребят на мастер-классах открывается художественный талант. Примерно половина родителей после занятий начинает серьезно задумываться о профессии художника-живописца и профильном образовании для своего ребенка.

— Не так давно отмечал Фонд по поддержке социально незащищенных категорий граждан 11-летие. Расскажите о фонде и о том, какую помощь он оказывает людям.

— Также как и все учреждения социальной защиты мы работаем для тех людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это и материальная помощь, поддержка детей и молодых людей с инвалидностью и многое другое. За 11 лет мы предоставили помощь 38 тысячам человек. Но мы не останавливаемся. В ближайшее время планируем запустить цикл бесплатных художественны занятий для начинающих. И, конечно, продолжим организовывать передвижные выставки. За 11 лет работы и 10 лет существования проекта «Уроки великого мастера» мы собрали огромную коллекцию работ, которая пополняется ежегодно. Поэтому для выставок в дальнейшем рассматриваем более крупные площадки, где найдется место для каждой картины.

Узнать больше о работе фонда и проекте «Уроки великого мастера» можно на сайте rbo-fondsp.ru и по телефону: 8 (495) 625-01-27.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы