Многие психологи, педагоги и медики сходятся во мнении, что музыка оказывает на детей благоприятное и даже оздоровительное воздействие: уменьшает тревожность, помогает снять стресс, дарит новые возможности познания себя и мира. Все это особенно актуально для детей с особенностями развития. В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» уже давно и активно применяют музыку как одну из форм реабилитации воспитанников. В итоге опыт этой работы удалось обобщить в специальной программе «Музыка как сказка». О ее особенностях и возможностях рассказывает педагог-организатор ЦССВ Оксана Могильченко.

Музыка бывает разной

«Программа очень адаптивная, в ней учтены все индивидуальные особенности познавательной деятельности, восприятия, мышления, памяти, внимания, моторики и психического состояния именно тех детей, с которыми будет проводиться коррекция. Кроме того, она включает в себя почти все основные направления музыкального искусства: фольклор, религиозные песни, произведения композиторов-классиков, современную популярную музыку», — говорит Оксана Могильченко.

При этом у каждого музыкального направления и жанра свои сильные стороны. Инструментальная музыка, по словам педагога, не только гарантирует эмоциональное развитие, но и существенно воздействует на внутренний мир ребенка, и, как следствие, отражается на его поведении.

«Например, игра на губной гармонике может помочь ребенку с аутизмом научиться создавать звуки, используя язык, рот и горло. Благодаря инструменту начинается работа с мышцами живота и дыханием, разрабатывается моторика губ», — поясняет Оксана Могильченко.

Использование шумовых и ударных инструментов способствует развитию памяти, внимания, образного мышления, слухового восприятия. Улучшает мелкую моторику и двигательные реакции рук, что очень важно для детей с особенностями развития.

Благодаря ритмичным танцевальным композициям дети лучше начинают чувствовать себя и свое тело. Развивается координация движений, улучшаются навыки ориентации в пространстве. А коллективные занятия танцами помогают особенным детям строить отношения со сверстниками.

«Ребята без комплексов и стеснения заводят новые знакомства, ведь та атмосфера, в которой они находятся во время танца, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже необщительные и застенчивые дети во время танцев начинают раскрепощаться, быстрее вливаются в коллектив», — поясняет педагог.

Лекарство от стресса

Музыка помогает детям не просто развиваться физически и эмоционально, но и справляться со стрессом и фобиями. Специалисты центра «Сколковский» не раз отмечали, что ребята, занимающиеся по программе «Музыка как сказка», имеют гораздо меньше проблем в коммуникативной и эмоциональной сферах.

«Не так давно в наш центр попала девочка, для которой перемены в жизни серьезно отразились на общем состоянии. Она жаловалась на депрессию, не хотела учиться, не общалась со сверстниками, была очень замкнутой и молчаливой. Мы решили включить ее в занятия музыкотерапией. Она с удовольствием приходила, слушала классическую музыку, играла на различных инструментах, танцевала. И через пару месяцев мы увидели результат: ее настроение улучшилось, появились друзья, а школьные учителя отмечали, что девочка стала более внимательно относиться к учебе. Так что это лишний раз доказывает, что музыка в первую очередь влияет на подсознание и даже может заменить сеанс психотерапии, дарит ребенку эмоциональное облегчение и помогает восстановить душевное равновесие», — приводит пример Оксана Могильченко.

Советы специалистов

Использовать музыку как средство реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими особенности развития, можно и нужно и в домашних условиях. Но у этой методики есть нюансы.

«Самое главное — необходимо соблюдать баланс между музыкальными стилями и направлениями. Не забывайте чередовать классические композиции с другими жанрами. Подбирайте музыку под настроение ребенка. Важно, чтобы она отвечала его эмоциональному состоянию. Если вы видите, что ребенок не воспринимает эту композицию, замените ее на другую или возьмите паузу», — советует Оксана Могильченко.

По ее словам, значение имеет не только жанр, но и конкретный автор. Так, например, согласно исследованиям ученых, причем из разных стран, считается, что музыка Чайковского стимулирует детей к деятельности, Штраус и Шопен повышают работоспособность и способствуют физической активности. Бетховен помогает ребенку справиться с истериками и капризами. Мендельсон повышает концентрацию внимания.

«Это отличное решение для тихих, неразговорчивых и неуверенных детей. „Свадебный марш“, например, благотворно влияет на работу сердца и сосудов, нормализует артериальное давление. А „Весенняя песня“ лечит головную боль», — говорит Оксана Могильченко

Музыка Моцарта лучше всего подходит для работы с новорожденными. Специалисты замечают, что груднички, слушая мелодии великого композитора, становятся более сосредоточенными и спокойными.

Справка

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию, вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы