Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

«Привет, особенный малыш!»: как будущим приемным родителям подготовиться к первой встрече с ребенком с нарушениями развития

27 апреля 2021 года

«Привет, особенный малыш!»: как будущим приемным родителям подготовиться к первой встрече с ребенком с нарушениями развития

Принять на воспитание в семью ребенка, окружить его любовью и заботой — большой труд и ответственность. Она кратно возрастает, когда речь идет о ребенке с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). К этим детям особенный подход нужен с самой первой встречи. Как к ней лучше подготовиться, рассказывают специалисты столичного Центра содействия семейному воспитанию «Маяк».

Все замещающие семьи проходят определенный путь — это посещение органов опеки, сбор документов и Школа приемных родителей, курс подготовки в которой проясняет многие нюансы будущего родительства, в том числе касающиеся принятия ребенка с особенностями развития.

«Получив и проанализировав новые знания, родителям стоит повторно спросить себя: „А действительно ли мы сможем принять ребенка со всеми его особенностями и потребностями? Что сможем сделать для него и его благополучия?“ Если эти мысли будут вызывать тревожные чувства, не стоит пугаться и спешить с выводами. Это нормально: тревожность говорит об ответственности и понимании значимости принимаемого решения. Дайте себе время», советует педагог-психолог Инесса Злобина.

Когда все этапы, связанные с оформлением документов, пройдены, а решение о появлении нового члена семьи принято окончательно, то можно начинать готовиться к первой встрече. Эта подготовка, по словам специалистов, практически всегда индивидуальна, многое зависит от возраста ребенка и особенностей его развития.

«Ребенок с интеллектуальными нарушениями, ребенок с расстройством аутистического спектра и ребенок с сохранным развитием будут по-разному устанавливать личные границы и, соответственно, по-разному вступать в контакт,  поясняет Инесса Злобина. — С малышом, имеющим ментальные нарушения, установить контакт и перейти к совместной деятельности будет легче и быстрее, чем, например, с ребенком, у которого диагностирован ранний детский аутизм. Здесь понадобится длительное время соблюдать дистанцию, и приемным родителям необходимо это учитывать».

Специалисты Центра «Маяк» разработали ряд универсальных советов, которые помогут приемной семье подготовиться к встрече с ребенком.

«Чтобы знакомство стало знаковым событием и прошло в атмосфере понимания и принятия, приемной семье необходимо заранее выяснить несколько моментов», — советует педагог-психолог Рената Чишкина.

Узнайте о ребенке как можно больше информации: о кровных родителях и причинах, по которым он остался без них; об интересах, особенностях личности, желаниях, страхах и т.д.

Купите ребенку небольшую игрушку или сладкий подарок. Совершенно ни к чему одаривать его всем и сразу, стремясь показать свое расположение. Достаточно будет одного презента, но подобранного с учетом возраста, интересов и особенностей ребенка.

Постарайтесь прийти на встречу вместе с кем-то из родственников. Если ребенка принимают в семью супруги, то очень важно, чтобы на первой встрече с ним присутствовали оба. При этом следует помнить, что на будущего папу у ребенка с ТМНР может быть неоднозначная реакция — от заинтересованности до испуга. Если приемный родитель один, то можно взять с собой кого-то из родных, кто будет часто контактировать с ребенком в будущем.

Подумайте, как будете выстраивать диалог с ребенком, особенно если он старше пяти лет и хорошо понимает происходящее. При встрече представьтесь и расскажите о цели вашего приезда. Можно задать ребенку несложные вопросы, попросить его показать любимую игрушку или спальную комнату. Можно попросить разрешения сделать несколько его фотографий на телефон, а потом показать ему. Не забудьте сказать ребенку, как лучше к вам обращаться. Дети обычно затрудняются сами выбрать форму обращения и от этого начинают больше стесняться.

Заранее продумайте вопросы, которые хотели бы задать специалистам учреждения, где воспитывается ребенок. Спрашивайте об особенностях темперамента и характера малыша, его интересах. Получив ответы, вы быстрее найдете с ним или с ней общий язык.

Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу пойдет на контакт. На первой встрече дети могут вести себя по-разному, иногда совершенно неожиданно для окружающих. Эмоционально отзывчивые ребята охотно идут к взрослым, некоторые буквально бросаются с объятиями и поцелуями. Эмоционально зажатые дети, наоборот, испуганно жмутся к сопровождающему, не хотят отпускать руку знакомого взрослого. Старайтесь не обижаться и не делайте преждевременных выводов о его отношении к вам.

«Самое главное — примите ребенка таким, какой он есть. Впервые увидев ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы можете испытать разнообразные чувства и эмоции — от растерянности и жалости до удивления и радости. Постарайтесь не показывать их. Ребенок должен почувствовать лишь вашу искренность и доброжелательность, — говорит Рената Чишкина. — Помните: детям с особенностями развития нужны особые родители, не только готовые подарить бесконечную любовь, но и обладающие определенными внутренними и внешними ресурсами. А самая главная рекомендация, которую должны усвоить приемные родители: любовь и терпение могут все».

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме