Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Русские народные игры как элемент реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

15 марта 2021 года

Русские народные игры как элемент реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современные родители задумываются об осознанном воспитании детей и передовых методиках, но специалисты советуют: прежде чем экспериментировать с новейшими психологическими «инструментами», стоит заглянуть в историю собственного народа, где в национальных играх и традициях можно найти не только развлечение, но и способ развития и даже коррекции поведения детей.

Учись играя

«Век информационных технологий окружил нас гаджетами, но успешность любого взрослого человека в обществе определяется его умением владеть собой, действовать в команде, управлять вниманием и учитывать интересы других людей. И эти качества уже с самого раннего детства можно вырабатывать с помощью тренировок в играх. Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья, — говорит клинический психолог заместитель директора по социальной и воспитательной работе ЦССВ „Сколковский“ Светлана Ведехина. — Фактор сужения поведенческих реакций у таких детей уже давно изучен. Малыши не понимают, как эмоционально реагировать на действия другого человека, как правильно вести себя, чтобы не обидеть и не отбить желания общаться».

Здесь на помощь родителям и специалистам и прихотят народные игры, в процессе которых можно проработать и закрепить адекватные поведенческие реакции, навыки распознавания собственного эмоционального состояния и эмоций других. Да и в целом такой формат поможет найти взрослым и детям взаимопонимание и подарит радость общения друг с другом.

Разбираем на примерах

Игр, которые могут успешно применяться для работы с детьми, имеющими особенности развития, немало. Специалисты Центра «Сколковский» предлагают рассмотреть несколько и разобрать их влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Например, игра «Бабушка Федора»: дети встают вокруг ведущего и ходят по кругу, распевая прибаутки:

У Федоры, у старушки, было семь сыновей

И все без бровей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Делали вот так!

При этом ведущий показывает движение, соответствующее строчке прибаутки, а игроки стараются его повторить. Тот, кто лучше скопировал движение, назначается следующим ведущим.

«Эффект „отзеркаливания“, то есть копирования действий, располагает участников к общению и построению доверительных отношений. Кроме того, при разной сложности игровых действий у детей развивается координация движений, нарабатываются умения видеть со стороны эмоции и действия другого человека», — говорит Светлана Ведехина.

Игра «Палочка» поможет развить у ребенка слуховое восприятие, мотивирует к дальнейшему общению. Игроки встают в круг, выбирают ведущего. Ему завязывают глаза, а дети идут по кругу и разговаривают с ведущим:

— Кот, кот, где стоишь?

— На печи!

— Что пьешь?

— Квас!

— Лови три года нас!

Дети останавливаются. Ведущий касается игрока палочкой и спрашивает: «Ты кто?» Малыш отвечает: «Мяу!» Ведущий по голосу должен угадать, кто дал ему ответ.

«Касание сзади по плечу или спине — очень распространенное в нейропсихологической практике упражнение, оно укрепляет межполушарное взаимодействие мозга, установление нейронных связей между перцептивным восприятием и ответом на него», — продолжает специалист.

В игре «Кот Васька» игроки сидят на лавочке, перед ними ведущий в образе кота прогуливается, а дети поют:

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький.

Бегает умело он,

Прыгает стрелой.

Ведущий садится на лавку и «засыпает». Дети продолжают:

Глазки закрываются:

Спит иль притворяется?

Зубки у кота — острая игла.

Игроки подходят к ведущему:

Только детки подойдут,

Серый Васька тут как тут.

Ведущий догоняет детей.

«Если внимательно следить за игроками, то можно выстроить целую социометрическую картину группы: увидеть лидера, аутсайдеров, выявить предпочтения того или другого ребенка, формы поведения в стрессовой ситуации», — замечает Светлана Ведехина.

Кроме того, любые подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, повышению выносливости, совершенствованию дыхательной системы, а детям с ограниченными возможностями здоровья такие игры через физические нагрузки помогают еще и снять эмоциональную агрессию.

Игра «Молчанка» формирует у детей осознанное поведение, умение переключать фокус внимания с энергичных действий на более спокойные, формирует волю и терпение маленького игрока. Ведущий читает прибаутки, дети прыгают и веселятся:

Птички-дички,

Летели голубчики

По утренней росе,

По лесной полосе.

Нашли в чаще орешки,

Малинку да медок!

Все молчок!

Дети замирают на месте и ничего не говорят. Первый зашевелившийся становится ведущим.

Игра «Кошки-мышки» формирует коллективизм, умение действовать в команде, поддержку по принципу «один за всех и все за одного». Считалкой выбирают Кошку и Мышку. Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Если руки игроков опущены, то входа нет, если подняты — ворота открыты и можно пробежать. Мышка остается внутри круга, а Кошка выбегает наружу. Кошка должна поймать Мышку, а чтобы это сделать, она должна попасть в круг. Задача игроков, образующих круг, — оберегать Мышку, то есть вовремя открывать ворота, чтобы Мышка выскочила, и закрывать, когда Кошка внутри.

«Перечислить все русские народные игры невозможно, даже из собственного детства мы можем вспомнить многие — „Ручеек“, „Казаки-разбойники“, „Гуси-лебеди“, „Море волнуется раз...“, „Бояре, а мы к вам пришли!“ и другие. Главное — найти время, собрать веселую компанию и поиграть. В том, что это принесет удовольствие и взрослым, и детям, я не сомневаюсь, ведь проведенное вместе время драгоценно и так мимолетно!» — говорит Светлана Ведехина.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме