Для ребенка с особенностями развития очень важная социализация. Малыш наравне со сверстниками должен бывать в общественных местах: в городских парках, музеях, творческих пространствах. О том, как подготовить ребенка к посещению общественных мест с помощью социальных историй, рассказывает соцпедагог Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом детей» Елена Кутьина.

Что такое социальная история

Одним из инструментов по подготовке ребенка к посещению общественных мест является составленная заранее социальная история. Это короткий иллюстрированный рассказ для ребенка, который заранее познакомит его с тем, что ждет или может ждать его при поездке в транспорте, визите к врачу, походе в музей или парк и т. д.

«Как правильно составить социальную историю? В первую очередь надо определить тему, которая актуальна для ребенка. Важно помнить, что социальную историю лучше посвятить конкретному событию или конкретной ситуации. Ребенку с нарушением развития очень сложно усвоить большой объем информации за раз. Выберите образ главного героя истории. Хорошо, если он будет того же пола, возраста и внешности, как и ваш малыш. Это поможет ребенку соотнести себя с персонажем и ориентироваться на его поведение. Когда будете читать социальную историю ребенку, учитывайте внешние факторы: слишком яркий свет или посторонние шумы могут помешать ему усвоить информацию», − объясняет Елена Кутьина.

Социальные истории не всегда бывают эффективны. Вроде бы родители учли все внешние факторы, подобрали понятные картинки, не один раз читали историю с ребенком, но эффекта не увидели. В чем может быть дело?

«Подумайте, получилось ли у вас адаптировать историю именно для вашего ребенка? Или, может быть, вы взяли готовую? Ведь есть ситуации, когда проще воспользоваться готовым сценарием. Например, некоторые музеи размещают на своих сайтах социальные истории для особенных посетителей. Это очень удобно, но, к сожалению, чаще всего приходится упрощать рассказ, использовать в нем слова, которые соответствуют уровню развития ребенка», — продолжает социальный педагог.

Иногда социальные истории не работают, если с их помощью стремиться скорректировать нежелательное поведение ребенка, не учитывая причины, которые его вызывают. Например, непроизвольную физиологическую реакцию ребенка, которую он не в силах контролировать. В этом случае одних социальных историй недостаточно, важны и другие методы.

Сначала поиграем

Применение социальных историй − лишь одно из средств комплексной поддержки ребенка, а не какой-то чудесный способ решения всех проблем. Можно и нужно сочетать их с другими методиками. Например, использовать для обучения социальным навыкам ролевые игры.

«Бывает, что мама или папа думают: наш ребенок ничего не поймет, к тому же он неговорящий. Но я считаю, что все равно надо попробовать. Может быть, в этом случае не подойдут картинки, а стоит подобрать фотографии. Их ребенку будет легче распознать, и история станет успешной. Главное — не отчаиваться, а использовать для своего ребенка все возможные средства помощи», − убеждена специалист.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы