Конфликтом принято считать столкновение интересов, позиций, мнений или взглядов партнеров. Почему часто конфликтные ситуации возникают между родителями и подростками? В основном это связано с тем, что родители не готовы к особенностям взросления ребенка, не знают тонкостей психологии данного периода. Как свести к минимуму острые ситуации, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Анна Симбирева.

Жизнь без конфликтов невозможна. Но мы можем минимизировать их количество и решать их конструктивно. В этом помогут несколько правил:

  • Не решайте конфликты на эмоциях. Когда оба оппонента находятся на взводе, сложно представить, как они будут принимать рациональное решение. Постарайтесь успокоиться: возможно, вам придется отложить разговор на некоторое время.
  • Говорите с подростком на одном языке. Ребенку должно быть понятно все, что вы хотите до него донести.
  • Важно услышать подростка и понять его. Взрослый в конфликте иногда слушает ребенка, чтобы ответить ему, вместо того, чтобы его понять. Никто не говорит о том, что вы обязаны принять точку зрения подростка. Очень важно понять, что ваш ребенок имеет в виду, что он чувствует. Большинство конфликтов между подростками и их родителями происходит по причине нежелания слушать друг друга и понимать.
  • Не надо переходить на личности. В конфликтных ситуациях мы часто позволяем себе давать оценку личности, а не конкретному действию. Подростки остро на это реагируют. Почувствуйте разницу:
    "Ты такая неаккуратная, порвала колготки«— оценка личности.
    «Плохо, что колготки порвались» — оценка результата.
    «Ты слишком громкий» — оценка личности.
    «Ты на занятии сегодня был громче всех» — оценка результата.
    Оценивать стоит только поступки и их результаты, если вы хотите конструктивно решать конфликты.

Уберите из речи слова-конфликтогены. Избегайте обобщений: «ты никогда...», «ты всегда...», «ты каждый раз...», «ты все время...». Такие слова еще больше раздражают подростка и никак не помогают направить разговор в рациональное русло.

Не вспоминайте прошлое и не прогнозируйте далекое будущее. Избегайте выражений: «ты, как всегда», «ты, как и в прошлый раз», «ты, как и раньше», «я знаю, о чем ты думаешь», «я знаю, чего ты добиваешься», «я знаю, что будет после нашего разговора». Люди могут ошибаться в определении чужих поступков, лучше отказаться от «чтения мыслей».

Основные же причины конфликтов между родителями и детьми — это взаимное непонимание и обиды. А поиски виновных в конфликтной ситуации часто приводят только к ее обострению. Мирное разрешение конфликтной ситуации может стать нормой. Цените вашего ребенка как личность. Постарайтесь использовать вдумчивый подход к взаимоотношениям с вашим подростком. Наберитесь терпения. Не забывайте, что подростковый возраст скоро закончится. Взвешенный и конструктивный подход к любым конфликтам приносит только положительные результаты.

Если у вас в семье регулярно происходят конфликты с ребенком-подростком, всегда можно обратиться за психологической помощью бесплатно. Например, позвонить на круглосуточный телефон неотложной психологической помощи 051 с городского телефона и (495) 051 с мобильного или написать в психологический чат на сайте www.msph.ru.

Также можно записаться к психологам Московской службы психологической помощи на очную консультацию или посетить один из множества вебинаров, которые посвящены темам взаимоотношений родителей и их повзрослевших детей.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы