Замещающая семья во всем мире признана самой лучшей формой воспитания для детей, оставшихся без родительской заботы. Потенциальные приемные родители всегда проходят серьезную подготовку, но в подготовке к новому этапу жизни нуждаются и дети. А когда речь идет о ребятах с ограниченными возможностями здоровья, этот вопрос становится особенно актуальным. Уже три года в Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» используют методику «Портаж». О том, как она помогает детям быстрее адаптироваться к жизни в семье, рассказывают специалисты центра.

«В приемной семье основные трудности у детей с особенностями развития заключаются в том, чтобы научиться конструктивно общаться и освоить навыки самообслуживания. Иными словами, ребенку-сироте важно быть независимым в быту, строить доверительные отношения с новыми людьми и принимать правила жизни семьи. По этой причине важна целенаправленная комплексная подготовка ребят. И на помощь приходят современные методики, позволяющие сформировать, развить и закрепить жизненно важные навыки», − рассказывает тренер методики «Портаж», педагог допобразования центра «Сколковский» Мария Волкова.

Стратегия маленьких шагов

С 2017 года ЦССВ «Сколковский» использует в работе методику «Портаж», получившую международное признание и широко применяемую во многих странах мира. Методика пришла в Россию из Великобритании, а ее родиной считаются США.

В России распространением методики «Портаж» занимается благотворительный фонд «Димина Мечта», где проводят обучающие семинары для родителей и специалистов.

«Основная идея методики „Портаж“ заключается в том, что ребенок с особенностями развития пошагово овладевает жизненно важными навыками, которые условно разделены на пять областей. Это навыки коммуникации, навыки самообслуживания, познавательная деятельность, двигательные навыки и социализация. И ребенок может достичь поистине невероятных результатов!» − отмечает Мария Волкова.

При первой встрече специалист «Портажа» оформляет проверочный лист − своего рода диагностическую таблицу, где фиксируется уровень владения тем или иным навыком. На основании этих данных разрабатывается индивидуальная программа обучения, состоящая из отдельных маленьких целей. В создании программы участвует междисциплинарная команда, а переход к следующему навыку происходит только после отработки предыдущего.

Процесс формирования навыка базируется на системе маленьких шагов и планировании успеха. Для ребенка подбирается необходимый для достижения каждой конкретной цели инструментарий — игры, игрушки и т. д.

Работа в команде

Большой поддержкой для специалистов служат методические рекомендации в виде готовых карточек. Так, например, для обучения навыкам самостоятельного принятия пищи используется пошаговое руководство, но с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

За три года в центре «Сколковский» обучение работе по методике «Портаж» прошли 11 специалистов из разных подразделений, которые сформировали междисциплинарную команду: дефектолог, клинический психолог, педагог дополнительного образования, логопед, педагог-психолог. В проекте участвует 15 детей, в год проводится около 2700 занятий, направленных на отработку навыков.

«Каждый год, подводя итоги, мы радуемся и гордимся достижениями наших воспитанников. Опыт применения методики позволяет говорить о хороших результатах и повышении способностей детей к адаптации в новых условиях. За три года новые семьи обрели 20 воспитанников центра, и шесть из них были участниками проекта „Портаж“. Мы считаем это высоким показателем, который свидетельствует об эффективности методики», − убеждена Мария Волкова.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы