14 ноября по всему миру празднуется Международный день логопеда. Мы обратились к Ларисе Ивановой, логопеду столичного ЦССВ «Полярная звезда», и попросили ее рассказать о том, как она помогает своим подопечным развивать речевые навыки, как выстраивает занятия и как находит подход к каждому ребенку.

Помочь ребенку поверить в свои силы

— Лариса, расскажите, каким детям нужна помощь логопеда?

— В основном логопеды работают с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых есть разные речевые нарушения. У дошкольников они связаны с устной речью: дети плохо произносят звуки, несвязно говорят, неправильно строят предложения. У школьников к этим проблемам прибавляются трудности в письме.

— Какие навыки и качества нужны для того, чтобы быть хорошим логопедом?

— Для того, чтобы справляться с задачами, логопед должен хорошо разбираться в медицине, психологии и педагогике. На занятия приходят дети с разными особенностями, и к каждому надо найти свой подход. А результат работы напрямую зависит от того, насколько ребенок доверяет логопеду. Поэтому специалист, работающий с детьми, должен быть внимательным, тактичным, спокойным, уравновешенным и отзывчивым человеком.

— С какими детьми вы работаете в «Полярной звезде»?

— В нашем центре живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Как правило, до того, как оказаться у нас, они жили в неблагополучных семьях, что привело к негативным последствиям в развитии их личности. У наших детей может быть неустойчивое эмоциональное состояние, повышенная тревожность, ранимость, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка, страх неудач... Им проще не делать, не рисковать, чтобы потом не переживать провал. Они часто боятся учиться и выбирают легкие задачи — как бы берегут свой успех. Мои занятия посещают дети с речевыми нарушениями, а также дети, у которых, кроме речевых проблем, есть отклонения в психическом и физическом плане: сниженный интеллект, нарушения поведения, задержка психического развития, церебрально-органическое поражение центральной нервной системы. Очень мало детей, которые имеют чисто логопедический диагноз.

— Что важно в работе с такими детьми?

— Прежде всего надо построить доверительные отношения, чтобы дети с удовольствием приходили, чтобы им было интересно заниматься. Моя главная задача — дать каждому ребенку возможность поверить в свои силы и не бояться совершить ошибку.

Логопед работает в связке с дефектологом и психологом

— Каковы первые шаги в работе, когда к вам приходит новый ребенок?

— Все дети, которые поступают в наш ЦССВ, обязательно приходят ко мне, чтобы познакомиться и пройти обследование. У дошкольников я проверяю навыки устной речи и даю простые, доступные задания в игровой форме. У детей школьного возраста обследую еще и навыки письменной речи, чтения. Затем в зависимости от нарушений каждого ребенка разрабатываю индивидуальный план работы, формирую подгруппы и начинаю занятия.

— Вы взаимодействуете с другими специалистами?

— Конечно! Логопед не может работать без помощи психологов и дефектологов, хирургов. Часто во время диагностики я прошу назначить дополнительные исследования, чтобы выяснить первоисточник проблемы и коллективно ее решить. Например, у одного ребенка не поднимался наверх язык — уздечка была слишком короткая. Я назначила ему консультацию с хирургом, недавно прошла операция. Как только швы затянулись, мы начали логопедическую гимнастику и смогли поставить мальчику звук «Р». Теперь он рычит у нас, как настоящий тигр!

— Как проходит занятие?

— Подгруппы у меня небольшие — всего 3-4 человека: детям так легче усваивать материал, а мне проще находить к каждому индивидуальный подход. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Длина каждого урока зависит от возраста ребят: с совсем маленькими занимаюсь не больше 10 минут, с детьми от 3 до 5 лет — 20 минут, со старшими дошкольниками — 25–30 минут, со школьниками — 35–40 минут. Сами занятия я обычно строю в зависимости от календарно-тематического плана. Сейчас у нас осень, поэтому с детьми мы и говорим об осени. Загадываю загадки о дожде, листопаде, задаю наводящие вопросы, читаю стихотворения. Стараюсь увлечь детей и прошу, например, представить зайчика, который никогда не видел осень, и рассказать ему о том, что происходит в это время года. Во время занятий обязательно делаем динамическую паузу, физкультурную минутку, чтобы дети не уставали и не теряли внимание. В конце занятия обычно подводим итоги и еще раз закрепляем пройденный материал. Иногда я провожу и индивидуальные занятия — если ребенку потребуется.

— С какими проблемами сталкиваетесь во время занятий и как их решаете?

— Иногда дети как будто не хотят заниматься. Тогда я пересматриваю структуру урока и стараюсь найти проблему, которая часто может быть связана с эмоциональным состоянием ребенка. Всегда чувствуется, готов ребенок к занятию или его что-то тревожит. Тогда я начинаю с ним беседовать, задаю наводящие вопросы — и ребенок делится, выговаривается и уже после этого готов работать.

Прогресс — это маленькие победы малыша над разными трудностями

— Всегда ли занятия идут по плану?

— Когда как. Часто бывает, что я запланировала одно занятие, а дети хотят поделать что-то другое: разучить скороговорки, поиграть в интересную игру. С одним из подопечных, например, мы начали разучивать алфавит: после буквы «А» он захотел выучить букву «П» — все потому, что очень хотел написать слово «папа». Научились! Я всегда учитываю желания детей — только так получается эффективная работа. План я обычно составляю на полгода. Если вижу, что дети все быстро освоили, то пишу новый. Если не успевают пройти, то все повторяем — дети ведь могут быть и на госпитализации, и на обследовании. Каких-то жестких ограничений нет.

— Как понимаете, что ребенок прогрессирует?

— После каждого занятия фиксирую минимальные изменения в речи ребенка и в конце каждого месяца сдаю отчет о том, чего он достиг. В конце каждого учебного года тоже провожу диагностику и сравниваю ее результаты с тем, что было в начале. Прогресс каждого ребенка зависит от многих факторов: как быстро он адаптировался к нашим условиям жизни, какое у него физическое состояние и не болел ли он до этого, насколько он в целом готов воспринимать новый материал. Не менее важно — в каких условиях ребенок жил до того, как попал к нам: у многих детей проблемы были в жизни, часто сильные и трагичные, и это тоже шрамы оставило на сердце и душе. Со своей стороны стараюсь выстроить занятие так, чтобы на каждом занятии каждый ребенок почувствовал результат от проделанной работы, осознал, что совершил маленькую победу над своими трудностями, приобрел уверенность. И если это происходит, то идет динамика, прогресс в развитии.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы