10 ноября 2020 года
Его называют экспертом в сфере невизуальной доступности. Анатолий Попко закончил Школу-интернат для слепых № 1 столичного Департамента труда и соцзащиты, начав свое обучение в 7-м классе. Учить Брайля было нелегко: как признается сам Анатолий, приличную скорость чтения он так и не наработал. Но сегодня он обучает людей сам: на тренинги в темноте приходят сотрудники и госучреждений, и бизнеса, и волонтеры. О том, как ему удается оставаться собой и менять мир вокруг себя, читайте в нашем материале.
Мы встречаемся с Анатолием в его офисе на Тверской. Для того чтобы попасть в кабинет, проходим с десяток лестничных пролетов, пару порогов. Попадаем в уютное небольшое пространство, где несколько сотрудников завершают свой рабочий день, закрывают программы на компьютерах, составляют план задач на ближайшие дни. Они шутят между собой, подкалывают друг друга, все как обычно. И вроде бы ничего удивительного, если не знать, что практически все они — незрячие. «Мой отдел — это 8 человек. Только один из сотрудников — зрячий», − поясняет Анатолий.
Помимо работы начальником отдела в Культурном центре «Интеграция» им. Н. А. Островского, Анатолий − эксперт по организации инклюзивных музейных программ, разработке адаптивных высокотехнологичных решений, а также участник рабочей группы Банка России по финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, эксперт проекта «Особенный банк» Сбербанка.
О работе с людьми и для людей
Наша беседа из офисного пространства переместилась в уютное кафе неподалеку, где сотрудницы буфета мило кокетничали с невидящим гостем, принимая заказ. Анатолий Попко совершенно точно умеет расположить к себе людей. «Мне очень интересны люди. И всегда кажется, что человек, с которым я общаюсь, имеет за плечами свою „прожитую“ жизнь, уникальный опыт, которого больше нет ни у кого», − делится он.
Экстраверт и энтузиаст Анатолий рассказывает, что отношение собеседника часто можно понять по интонации в голосе, и признается, что люди по-разному реагируют на то, с чем они не знакомы. В данном случае — слепота. На его памяти бывали ситуации, когда человек совершенно не представлял, как вести себя с незрячим собеседником. И мысль, как сделать так, чтобы всем было хорошо, им завладевала настолько, что неудобная ситуация создавалась сама собой. Благо такое происходит не часто. «Я по жизни энтузиаст с очень хорошим настроением. И у меня не очень высокий показатель невротии: нет страха за жизнь, я не беспокоюсь, что меня будут обманывать и так далее», − рассказывает Анатолий Попко.
Люблю, когда реакция слушателей растворяется в воздухе
Говоря о своих выступлениях перед слушателями, Анатолий подчеркивает, что нет ничего лучше очных встреч. Моменты, когда реакция аудитории ощущается кожей, не заменит ни одно онлайн-приложение, каким бы порой удобным оно ни было.
Анатолий − участник большого международного проекта «Диалог в темноте», который существует в России с 2012 года. Из этих бизнес-тренингов родились следующие проекты: концерты, спектакли и игры в темноте. Все три направления реализованы на площадке Культурного центра «Интеграция».
Помимо этого, в рамках еще одного социокультурного проекта «Люди In» Анатолий рассказывает слушателям без инвалидности, как правильно взаимодействовать с незрячими людьми. Среди участников этих тренингов были многие: и пожарные, и полицейские, и священники.
Новое его направление − организация обучения незрячих и слабовидящих по всей стране информационным технологиям. Анатолий лично проводит собеседования будущих учеников: фиксирует, что хочет получить каждый конкретный обратившийся, и соединяет его с подходящим под запрос преподавателем. Важно, что ограничений по возрасту в данном случае нет никаких: сейчас среди учеников есть и 11-летний ребенок, и 75-летняя женщина.
О выборе собственного пути
Зачастую выпускники общеобразовательных школ до конца не понимают, чем хотят заниматься в будущем, какой профессией овладеть. На этот случай у Анатолия есть простой, но очень дельный совет: «Пускайтесь во все тяжкие, которые не сопряжены с риском для жизни. Поступайте в высшие учебные заведения, переезжайте в другие страны и города. Для того, чтобы найти себя, нужны радикальные изменения», − говорит он.
Во время беседы Анатолий вспоминает всемирно известного канадского психолога Джордана Питерсона, который просил всех своих студентов написать эссе: проанализировать свои прошлое, настоящее и будущее. Задача ставилась простая: сесть и написать, что у тебя будет через 2 года, 3, 5 лет. Поэтому, обращаясь к современным выпускникам, Анатолий говорит: «Сядьте и напишите, чего вы хотите. Отвечайте на самые неудобные вопросы: например, за что вам будут платить деньги. А еще можно представить, что тебя оставили в комнате одного на два дня. Делать ничего не надо. Чем ты займешься? Возможно, в этом и есть ответ».
На вопрос, чем бы занялся он сам, Анатолий ответил, что если вдруг у него исчезнут все проекты и работа, то у него появится время на новый проект, которым до сегодняшнего дня он еще не занялся: разработкой приложения для незрячих, которое поможет в ведении работы отдела и правильной координации всех сотрудников.
О красоте и химии
У незрячих людей нет понятия о визуальной красоте: не имеет значения цвет волос, глаз, особенности телосложения и так далее. Куда важнее характер человека, интонации в голосе и то, что и как он говорит. «Когда между мной и человеком возникает химия, я делаю вывод, что человек красивый», − резюмирует Анатолий.
Во время встречи мы касались многих тем: работы и личной жизни, путешествий и хобби. Анатолий любезно поделился воспоминаниями, как учился играть на гитаре, и рассказал, что такое минорный септаккорд. А еще, глядя на героя нашего материала, можно смело сказать, что нет ничего невозможного: важно только верить в себя и планомерно идти к поставленным целям.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы