Как помочь ребенку с нарушениями слуха максимально развить свои способности, социализироваться? В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» накоплен богатый опыт работы с такими детьми. За последние годы здесь воспитывалось около 15 ребят, нуждающихся в помощи сурдопедагогов. На примере работы с воспитанницей специалисты рассказывают, как помогают таким детям развиваться и знакомиться с миром.

Слух играет важнейшую функцию во время формирования речи ребенка, а затем в языковом общении. Нарушения слуха сказываются на темпах и уровне формирования психики, на таких психических функциях, как память, внимание, восприятие, а также на эмоционально-волевой сфере ребенка. Поэтому для обучения глухих и слабослышащих детей создана особая система.

Творчество помогает начать говорить

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте в рамках игры. Она способствует речевому развитию слабослышащих детей. Для ребенка с нарушением слуха, имеющего ограниченный запас слов, важно, что через творчество он может передать свое понимание образов окружающей действительности.

«К нам в Центр поступила девочка Нина (имя изменено — ред.) с нарушением слуха. Специалисты и воспитатели группы провели диагностическую работу, проанализировали возможности ребенка. Поскольку у слабослышащих детей преобладает наглядно-действенное мышление, на занятиях с Ниной я стала использовать больше наглядности. Показывая ей картинку, игрушку, карточку по теме, сопровождала все это речевым объяснением», — вспоминает воспитатель, сурдопедагог Наталья Крупа.

Сначала малышка вместе с педагогом училась правильно держать карандаш, кисточку, пластилин, обводить карандашом контуры круга, квадрата. Училась отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина, раскатывать его в ладошках. Потом они стали работать с ватными палочками, обмакивая их в краску и нанося точки на листе бумаги.

«Девочке очень понравились пальчиковые краски. Она внимательно рассматривала цвета красок, вначале с моей помощью, потом самостоятельно размазывала на ладошках и прикладывала на лист бумаги. Так мы с ней начинали рисовать ладошки, потом солнышко, потом капли дождя, ручеек, вертикальные и горизонтальные дорожки», — рассказывает Наталья Крупа.

Физические упражнения для развития и радости

На занятиях по рисованию педагог обязательно практикует упражнения, направленные на развитие свободных и легких движений в плечевом и локтевом суставе, свободных и плавных движений для кисти и пальцев:

«Бабочка летит» (прямые руки поднимаются и опускаются),

«Паровозик» (руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, круговые движения в локтевых суставах),

«Положи-возьми» (наклоны за игрушкой влево-вправо, вперед-назад, со сгибанием и разгибанием рук),

«Звонок» (потряхивание расслабленной кистью).

«Последнее упражнение — любимое у Нины. Она внимательно следила за моими движениями, старалась его правильно выполнять. Она старается делать его постоянно, улыбается, смеется», — делится сурдопедагог.

Девочка обожает пальчиковый театр (сказка про «Колобка», про «Курочку Рябу»). Перед занятием по рисованию, лепке или аппликации воспитатель показывает сказку на пальчиках. Нина внимательно смотрит на руки педагога, старается проговаривать имена героев сказок.

За первый год обучения Нина стала сама брать картинку и подкладывать к предмету, игрушке, старается проговаривать все свои действия.

«Нужно идти за ребенком, используя его интерес, работать с ним через то, что ему удается, хочется, направляя незаметно и в итоге помогая таким образом открыть мир», — уверена Наталья Крупа.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы