Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» расположен в столичном районе Западное Дегунино. Стационар адаптирован для детей с ограниченными возможностями здоровья. Летом ребята занимаются творчеством и адаптивной физкультурой, осваивают социально-бытовые навыки. Рассказываем, какие новые проекты стали самыми популярными в этом году.

Все воспитанники центра «Доверие» имеют ограниченные возможности здоровья. О детях с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) заботятся в группах интенсивного ухода.

Летом после подъема, зарядки и завтрака у детей начинаются развивающие занятия. У каждого ребенка свое индивидуальное расписание, его составляют медицинские психологи, дефектологи, педагоги, логопеды и психиатры. Расписание находится в комнате рядом с дверью и наглядно показывает, чем и в какое время занимается тот или иной подопечный.

Рядом с каждым пунктом воспитатели и сопровождающие ставят смайлики с настроением ребенка, чтобы следующий специалист понимал, какое эмоциональное состояние у воспитанника. Зеленый смайлик означает доброе расположение духа, красный — тревогу.

«Пандемия внесла коррективы в распорядок ребят. Чтобы минимизировать риски заражения, ребята гуляют только в своих группах, не пересекаясь между собой. Если дети приезжают с отдыха, например, с южных курортов, то они проходят двухнедельный карантин в отдельном блоке», — рассказала директор ЦССВ Ирина Дорофеева.

ДОСУГ — ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Лето — время не только для отдыха, но для развития, творчества и спорта. Для воспитанников работает 11 программ дополнительного образования. На коррекционно-развивающих занятиях «Техники бумагопластики», «Тестопластика» «Изобразительное искусство», «Город мастеров» ребята развивают мелкую моторику, учатся фантазировать и творчески мыслить. Есть отдельные занятия по музыке и театральной игре. В свободное время дети могут ходить на флористику, швейное дело или физкультуру.

Отдельное направление работы в летний период — формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых навыков. Для малышей оборудована отдельная комната с монтессори-средой: там они учатся, например, застегивать пуговицы, гладить белье, развешивать его на сушилку. Для старших ребят проходят специальные занятия по домоводству.

«С прошлого года у нас появились комнаты, оборудованные по квартирному типу, в которых ребята готовятся к сопровождаемому проживанию. По сути, они живут автономно. Даже чтобы зайти к ним в гости, нужно позвонить в звонок. У них есть своя кухня, стиральная машина, рабочее пространство и зона для отдыха. Ребята по очереди поддерживают порядок в комнате, заботятся о том, чтобы в холодильнике были продукты, а одежда оставалась чистой. В общем, они максимально самостоятельные», — рассказал воспитатель Евгений Фатеев.

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ: ВОДОЛЕЧЕБНИЦА И ЛФК

Школьное образование дети получают по специальным адаптированным программам с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Часть ребят посещает школу, к тем, кто не может делать это по состоянию здоровья, педагоги приходят в центр для индивидуальных занятий. Например, в этом году выпускные классы окончил 41 воспитанник. Дошкольники посещают детский сад.

У каждого воспитанника ЦССВ — индивидуальный маршрут по медицинской реабилитации. Так, в кабинете физиотерапии имеется все необходимое оборудование для восстановительных процедур и комплексной терапии. Например, с наступлением осени все дети пройдут курс ультрафиолетовой терапии, которая поднимает иммунитет в межсезонье.

«Мы проводим лечение по основному и по сопутствующим заболеваниям. У нас представлены все современные виды терапии: кислородные коктейли, ультрафиолетовое облучение, электрофорез, магнитная и ультразвуковая терапия, аэрозоль-терапия. В зависимости от потребностей ребенка и его индивидуальной карты, мы проводим лечение», — рассказала врач-физиотерапевт Елена Лемешонок.

В ЦССВ есть своя водолечебница, где ребята регулярно принимают полезные ванны с различными восстанавливающими солями, лечебными растворами и минералами. Вода не только расслабляет и укрепляет мышцы тела, но и благотворно влияет на эмоциональную сферу детей. Они становятся более спокойными, послушными, у них нормализуется сон.

Хорошим антистрессом также является спорт, вернее, лечебная физкультура. Медицинские психологи рассказывают: иногда для того, чтобы успокоить ребенка, снять у него тревожность, достаточно с ним заняться физической активностью, например, побегать или прогуляться на свежем воздухе. Для психологического восстановления есть отдельная сенсорная комната, зона релаксации и отдыха с гамаками, мягкими пуфиками и сухим бассейном с шариками.

В спортивном зале и кабинетах для адаптивной физкультуры дети занимаются на велосипеде, эллипсе, беговой дорожке, спецтренажерах для маломобильных детей. Реабилитационные занятия проходят в мини-группах либо индивидуально.

В прошлом году восемь детей впервые сдали нормы ГТО: они бегали на скорость, прыгали в длину, отжимались, делали подъемы туловища из положения лежа, метали мячи на дальность и в цель, подтягивались.

«Главная наша цель — замотивировать ребенка, привить ему желание двигаться, чтобы он не стоял на месте. Ни для кого ни секрет: когда человек регулярно занимается физической активностью, у него разгоняется кровь, нет застоев. У него повышается мозговая активность. И самое главное — у ребенка появляется настроение, любопытство и силы на творческие проекты, поездки, общение со сверстниками», — рассказывает врач ЛФК Яков Синицын.

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Большая часть воспитанников ЦССВ «Доверие» задействованы в проектной работе. Например, 41 ребенок присоединился к проекту по канистерапии, десять ребят участвуют в проекте «Человек-амфибия» на базе ФОК «Академический». Совместно со столичными ПНИ (№ 3, № 5, № 16, № 22, № 25, № 26) реализуется проект «Преемственность»: воспитанники «Доверия» три раза в год встречаются с выпускниками Центра, которые теперь живут в психоневрологических интернатах.

Еще дети занимаются иппотерапией, в зависимости от сезона обучаются катанию на обычных и горных лыжах, роликах (проект «Лыжи мечты»), занимаются музыкой, знакомятся с шедеврами мирового искусства, обсуждают прочитанные книги и многое другое. Всего в «Доверии» реализуется более десяти проектов на развитие коммуникативных навыков и социализацию.

С этого года в ЦССВ появились новые проекты  по чтению книг, патриотическому воспитанию, времяпровождению на самоизоляции и др. Самой популярной стала серия профориентационных проектов «Мой путь к профессии».

В этом году ребята стали помощниками работников по озеленению и благоустройству парков. На территории ЦССВ ребята ухаживают за цветами и деревьями, высаживают на грядки лук и зелень, занимаются их прополкой и поливкой.

«Некоторые дети выбирают швейное дело, они учатся кроить и шить. Удивительно, но этот проект нашел отклик у мальчиков: они с удовольствием учатся держать иголку и нитку в руках. Кстати, шесть воспитанников „Доверия“ уже учатся в Колледже сферы услуг № 10 по этой профессии», — рассказывает медицинский психолог Юлия Иванова.

Самый популярный проект этого года — предпрофильная подготовка по профессии «Повар». На занятиях мальчишки и юноши учатся готовить: начиная от самых простых бутербродов и до салатов и супов. Самая приятная часть этих занятий — дегустация, когда на чаепитие можно пригласить друзей.

«Сегодня мы будем готовить два вида омлета — с летними овощами и колбасой. Сначала делаем заготовки: нарезаем помидоры, сладкий перец, зеленый лук. И отдельно — колбасу. Разогреваем сковороду, сначала поджариваем начинку и затем добавляем куриные яйца. Несколько минут — и блюдо готово», — делится рецептом 19-летний Никита.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы