Именно в семье человек учится любви и заботе, сопереживанию и помощи, ответственности и долгу. Но порой связь между детьми и родителями нарушается. Они перестают доверять друг другу, становятся словно чужими людьми. Почему так происходит, рассказывает психолог семейного центра «Косино-Ухтомский» Лидия Годлевская.

Часто в семьях, где нарушено взаимопонимание в детско-родительских отношениях, применяются негармоничные стили воспитания.

Я тебя не принимаю

Неприятие — это тип воспитания, при котором родитель не может принять индивидуальные особенности ребенка, присутствует жесткий контроль и навязывание ему единственно «правильного» поведения. «Пример явного неприятия — нежеланная беременность и рождение ребенка. Или изначально не оправдалось ожидание родителей относительно пола малыша. Неявное неприятие может быть, когда мама сама считает себя нереализованной, и ребенок становится помехой, препятствием в развитии карьеры или знакомств с новыми потенциальными женихами», — рассказывает специалист.

Проецируя свои проблемы на ребенка, родители получают обратное неприятие от своего чада как отражение.

В семьях с неприятием малыша, эмоциональным отчуждением к нему ребенок становится агрессивным к сверстникам и родителям. Дети же с более слабой нервной системой, часто робкие, застенчивые, тяжело идут на контакт с другими.

Как решить проблему:

— Ваш ребенок такой, какой он есть. Он может не соответствовать ожиданиям. Прислушивайтесь к нему.

— Важно не сравнивать ребенка с другими детьми. Это рождает чувство неполноценности. Больше хвалите. Возможно, у него не получилось что-то вчера, но он успешно справился сегодня.

— Обращайте внимание на характер и личностные особенности ребенка, помогайте ему развиваться в той деятельности, которая ему нравится. Не стоит реализовываться за счет малыша, воплощающего вашу несбывшуюся мечту: стать спортсменом, музыкантом, великим художником. Это не только вызовет отторжение к деятельности, но и к вам.

Вернуть любовь в семью

«Однажды ко мне на прием пришла мама с жалобой на семилетнюю дочь: «Она совершенно неуправляема, не хочет меня слушать и делать то, что я ей говорю. Я хочу, чтобы она хорошо училась, а у нее и буквы неровные, и с пересказом плохо!» — рассказывает психолог. В ходе консультации выяснилось, что мама — круглая отличница, учитель младших классов. Женщина долго рассказывала, что она уже умела делать в возрасте своего ребенка, и побуждала девочку быть «на уровне». Но почему-то брать с нее пример ребенок не хочет, удивляется мама. Каждое ее требование воспринимает с протестом.

Семья стала посещать программу тренингов детско-родительских отношений. Занятия по этой программе проходят в семейном центра «Косино-Ухтомский» раз в неделю по 1,5 часа. Основная цель тренинга — установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Тренинги с семьей длились два месяца. Это были очень эмоциональные консультации. Девочка пряталась под стол, отказывалась говорить перед мамой, сама женщина выходила за дверь, ругалась... Но работа над принятием ребенка сделала свое дело. «Я с удовольствием вспоминаю их объятия, слезы радости и долгожданную фразу мамы: «Я люблю тебя дорогая», — заключила психолог.

Гиперсоциальное воспитание

Этот вид воспитания выражается в беспокойстве родителей по поводу социального статуса ребенка среди сверстников и окружения семьи, повышенном ожидании успехов в учебе и в будущей профессиональной деятельности. Родители крайне зависимы от социального одобрения. На ребенке лежит ответственность: быть гордостью родителей и проявлять социально одобряемое поведение. Он должен быть лучшим, чтобы заслужить любовь. Такие дети становятся несамостоятельными, зависимыми от чужого мнения, перестают понимать, чего они хотят на самом деле.

Как решить проблему:

— Не стыдить ребенка в присутствии других людей. Делайте замечание только тогда, когда разберетесь в ситуации.

— Критикуйте не личность ребенка, а отдельные поступки.

Тревожно-мнительный стиль воспитания

Как правило, этот вид наблюдается у эмоционально неустойчивых родителей. Они склонны к негативному программированию ситуации, излишнему контролю над ребенком из-за повышенной тревожности. Они, оберегая ребенка от возможных бед, растят малыша нерешительным, несамостоятельным, с блокированной познавательной активностью. Кроме того, эти дети в будущем с большой вероятностью будут страдать повышенной тревожностью или тревожным расстройством.

Как решить проблему:

— Золотая середина. Не превращайте заботу в гиперконтроль!

— Верьте в ребенка.

— Займитесь своим психологическим состоянием. Обучитесь методам релаксации, снятия напряжения.

— «Отпустите» ребенка вовремя: вы должны понимать, что не сможете быть все время с ребенком, дайте ему немного свободы. Не держите возле себя. Для взросления ребенку нужно свое пространство (физическое и личное), попробуйте его не нарушать.

Эгоцентрическое воспитание

Тип воспитания по принципу «кумир семьи». Это культивируемое всеми членами семьи чрезмерное внимание на ребенке, даже в ущерб другим членам семьи. Часто это единственный ребенок в семье, поздний, долгожданный. Ему прощается все, он центр семьи, выполняются все капризы. Ребенок растет экспрессивным, демонстративным, не умеющим контактировать с другими детьми («он лучший»). Ему сложно считаться с правилами других и соблюдать дисциплину.

Как решить проблему:

— Постарайтесь быть более объективными, не стоит обычные вещи называть одаренностью или гениальностью. Но стремление к самовыражению поощряйте.

— Обучите ребенка поддержке, взаимопомощи.

— Обозначьте, что можно, а что нельзя. И не ведитесь на манипуляции.

Чтобы узнать как выстроить гармоничные отношения со своим ребенком, можете обратиться за помощью к специалистам столичных семейных центров или оставить обращение на портале «Мой семейный центр» в разделе «У меня вопрос».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы