1 июля 2012 года к Москве были присоединены новые территории в юго-западном направлении общей площадью 148 тысяч гектаров, ранее входившие в состав Московской области. Таким образом площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза. На присоединенных территориях были созданы два новых административных округа столицы — Троицкий и Новомосковский, в состав которых вошли 19 поселений и два городских округа (Троицк и Щербинка). Об особенностях предоставления здесь социальных услуг рассказала начальник Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы ОСИПОВА Ирина Юрьевна.

Увеличилось ли количество людей, получающих социальные услуги, после присоединения новых территорий к Москве?

На территории ТиНАО быстрыми темпами идет строительство новых жилых микрорайонов, что способствует значительному увеличению числа жителей: за восемь лет население округа выросло в 2,5 раза — до 573,2 тысячи человек, а количество людей, получающих социальные услуги на сегодняшний день составляет 211 тыс. человек. В наших центрах социального обслуживания получают услуги более 97 тыс. москвичей. В 2012 году эта цифра составляла 34 тыс. человек.

К 2023 году численность населения округа может составить около 836 тыс. человек. Чтобы быть во всеоружии, уже сейчас прорабатывается вопрос по расширению сети учреждений социального обслуживания ТиНАО.

Так, в марте 2020 года у нас состоялось открытие клубного пространства «Мой социальный центр» «Щаповское» площадью более 515 кв. метров. Это место для живого общения, где можно проводить время с семьей, друзьями, встречаться с людьми со схожими интересами и ценностями. Планируется, что в день центр будут посещать около 100 человек. В этом же МСЦ открылся и бэк-офис для приема населения специалистами отделения срочного социального обслуживания и отделения ранней профилактики семейного неблагополучия. В 2020 году планируется открытие еще двух отделений нового клубного пространства «Мой социальный центр» в Московском и Троицке.

Ирина Юрьевна, расскажите, в чем состоит особенность предоставления социальных услуг в таком большом округе, как ТиНАО?

После присоединения в 2012 году к Москве новых территорий общей площадью 148 тыс. гектаров площадь города увеличилась в 2,5 раза. Для оперативного обслуживания жителей удаленных поселений в систему социальной защиты ТиНАО вошли 13 клиентских служб, которые наряду с шестью отделами социальной защиты населения и тремя центрами социального обслуживания входят в структуру соцзащиты округа. Клиентские службы — это абсолютное новые подразделения, характерные исключительно для ТиНАО. Дело в том, что в связи с большой удаленностью некоторых территорий и слишком малым количеством жителей открывать центры социального обслуживания в настоящее время нецелесообразно. Поэтому такие клиентские службы выполняют все те же функции, что и полноценные ЦСО, но являются при этом своеобразными «мини-офисами».

Какие центры притяжения есть в ТиНАО для мам с детьми, москвичей старшего возраста?

Прежде всего это новое клубное пространство для развития, общения, образования и отдыха «Мой социальный центр» в пос. Щаповское. Его посетители могут бесплатно заниматься йогой и гимнастикой, проводить встречи по интересам, посещать уроки рисования и вязания, играть в бильярд, шахматы и аэрохоккей. Главными организаторами досуга здесь выступают сами москвичи, а сотрудники центра им помогают. Посетители сами решают, чем заняться: создать собственный клуб по интересам, послушать лекции по психологии, финансовой и компьютерной грамотности, посетить тематический мастер-класс, поиграть в бильярд, позаниматься лечебной физической культурой под руководством инструктора.

Мы предоставляем людям пространство, в котором они могут объединиться в клубы по интересам. И инициаторами объединения этих клубов выступают активные жители поселения. Сотрудники центра являются модераторами, координаторами и оказывают техническую поддержку.

Концепция центра ― в предоставлении имеющегося пространства нашим посетителям. И они решают, чем им заниматься, сами формируют программу, проводят мероприятия и встречи, которые им интересны.

Несмотря на то, что учреждение ориентировано в основном на гостей старшего возраста, здесь приветствуют связь поколений — когда посетители приходят целыми семьями. Кроме того, нет строгой привязки к районам.

Насколько популярен в ТиНАО проект Мэра «Московское долголетие»? Много ли участников?

В настоящее время на территории ТиНАО в проекте принимают участие 78 организаций. За период работы проекта участниками стали более 7 тыс. граждан старшего возраста.

В период карантинных ограничений в Москве участников активно поддерживали видеоуроками и мастер-классами в дистанционном формате. На текущий момент более 500 участников проекта продолжают заниматься онлайн. Люди адаптируются к любой ситуации и находят для себя радость, удовольствие, возможность общения.

Летом традиционно количество участников меньше, так как многие уезжают на дачи. С ними сотрудники отделов социальных коммуникаций и активного долголетия поддерживают связь и сообщают новости по проекту.

Расскажите, есть ли в округе реабилитационные учреждения? И в чем их особенность?

Учреждением, предоставляющим услуги для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в ТиНАО является Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко». В июле 2016 года здесь было открыто отделение мобильной службы для оказания комплексной реабилитации на дому детям-инвалидам с тяжелыми множественными нарушениями развития. Нашими специалистами оказываются реабилитационные услуги при тяжелых психоречевых и психологических проблемах, проводится обучение детей-инвалидов навыкам общения и поведения со сверстниками.

Также на территории ТиНАО работают четыре отделения комплексной реабилитации людей с инвалидностью на базах филиалов «Новофедоровское» и «Воскресенское», центров социального обслуживания «Троицкий» и «Московский». Услуги по комплексной реабилитации с 2012 года предоставлены 8 тыс. людям с инвалидностью и лицам с ограничениями жизнедеятельности.

Подскажите, как выстраивалась работа в учреждениях соцзащиты в период пандемии?

С 23 марта на телефон кол-центра по вопросам, связанным с коронавирусом, поступило более 10,8 тыс. заявок от проживающих в ТиНАО граждан старшего поколения и людей с хроническими заболеваниями.

Каждое обращение по возможности обрабатывалось в тот же день. За период работы социальными работниками оказано более 12 тыс. услуг по заявкам жителей нашего округа.

Для обеспечения в период самоизоляции людей всем необходимым, оказания социальной помощи нуждающимся в период самоизоляции в центрах социального обслуживания ежедневно работало 37 мобильных бригад. Их основная задача — оперативное оказание мер дополнительной адресной поддержки гражданам старшего поколения и страдающим хроническими заболеваниями. Благодаря общим усилиям, труду социальных работников, волонтеров и просто неравнодушных людей мы увидели самое главное — результат. Всем, кому нужна была помощь в этот непростой период, ее получили.

Источник: «Вечерняя Москва»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы