6 июля 2020 года
Более 50 тыс. различных вакансий доступны сейчас соискателям в базе центра занятости Москвы. О том, что происходит на столичном рынке труда, рассказала ТАСС первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Александра Александрова.
«Ситуация на рынке труда Москвы сейчас сильно изменилась. Раньше он был самый масштабный, самый диверсифицированный. Фактически эксперты называли его рынком тотальной занятости. Сейчас в базе центра занятости населения более 50 тыс. вакансий, их количество по сравнению с периодом пандемии постепенно растет», — сказала она.
Александрова добавила, что до пандемии уровень безработицы был всего 0,4 %, и практически каждый мог найти работу. «В первые две недели пандемии рынок просто встал: не было найма, собеседований. Сейчас уровень безработицы достиг 2,6 %. Но постепенно рынок труда оживает», — отметила она.
По данным департамента, сейчас в Москве зарегистрировано в статусе безработных более 190 тыс. человек. Все они получают социальные выплаты. «В пандемию было сделано достаточно много как на федеральном, так и на городском уровнях. В первую очередь были увеличены размеры пособий по безработице, а также упрощена система подачи заявления на получение статуса безработного. То есть человек мог, находясь дома или на даче, подать заявление на сайтах www.mos.ru или www.czn.mos.ru. <...> Решения о перечислении доплат к пособиям по безработице жителям столицы принимаются в течение 11 дней после подачи заявлений», — сообщила Александрова.
Первый заместитель руководителя департамента напомнила, что c московской доплатой, если человек потерял работу в период пандемии и отработал в этом году не менее 60 дней, пособие составило 19 500 рублей в месяц. Если в семье есть дети, эта сумма увеличивается еще на 3 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка.
Она добавила, что в разгар пандемии в центр занятости ежедневно обращались до 10 тыс. человек с заявлениями на получение статуса и пособия по безработице, теперь их не более 2,5 тыс. По словам Александровой, это означает, что пик безработицы пройден, однако говорить о том, что ситуация вернется в прежний ритм к концу года, рано. «Насколько быстро восстановится рынок труда, будет зависеть от нескольких факторов. В первую очередь это то, как быстро смогут адаптироваться компании и начать нанимать такое же количество сотрудников, как и до пандемии. Также немаловажный фактор то, что нас ждет осенью», — пояснила она.
Тренды рынка
По данным департамента, несмотря на то, что вакансий в Москве сегодня значительно меньше, чем до пандемии, соискатели все так же стараются выбрать себе лучшую позицию по сравнению с предыдущей. Однако шансы найти работу мечты значительно снизились.
«Вакансии, которые есть на рынке сегодня, — все виды работ, интегрированных в цифровую экономику: курьерская доставка, логистика, работа в кол-центрах, онлайн-продажи. Спрос в этих сферах практически бесконечный. По-прежнему востребованными остаются специалисты в IT-сфере. Тяжелее всех пришлось людям, занимавшимся процессной офисной работой, — им нужно перестраиваться и думать, что делать дальше», — отметила Александрова.
По ее словам, в период пандемии на рынке сформировалось несколько трендов. Во-первых, многие пошли учиться. За время самоизоляции по направлению центра занятости обучение на курсах повышения квалификации или переподготовки прошли около 5 тыс. человек.
«Одной из самых активных групп оказались мамы с детьми: многие из них выбирают образовательные продукты в сфере онлайн-маркетинга, онлайн-продаж, рассматривают сценарии самозанятости. <...> Другая популярная стратегия — самообразование в вопросах трудоустройства: кандидаты интересуются, как выгодно показать себя работодателю, как вести переговоры об уровне зарплаты, проходить собеседования. В центре „Моя карьера“ есть много таких программ. <...> Сейчас тренд на обучение остается, люди активно приходят к нам. Причем есть и молодые специалисты, и люди предпенсионного возраста», — рассказала первый замруководителя департамента.
Еще один тренд — удаленная работа, которая фактически стала экспериментом в области цифровой экономики во время действия ограничений, отметила Александрова. «Результаты эксперимента еще обсуждаются, однако мы уже понимаем, что после пандемии многие процессы так и останутся в онлайн, а цифровая экономика глубже проникнет в нашу жизнь», — сказала она.
По мнению Александровой, с одной стороны, все, что можно автоматизировать, и где можно повысить эффективность, снизить расходы, будет уходить в онлайн. Более того, некоторые компании уже сейчас заявляют, что будут продолжать работать дистанционно. С другой стороны, работодатели считают, что нужно возвращаться в офис, потому что со временем эффективность сотрудников в онлайн падает. Около 70 % компаний оценивают удаленную работу как не самую эффективную и намерены возвращать сотрудников в офис.
Среди трендов оказалось и обустройство коворкинг-пространств. Сейчас многие компании готовы отказаться от аренды большого помещения, но сделать коллективные офисы, где люди смогут собираться, проводить встречи и создавать проекты.
Собеседница агентства считает, что под новые требования рынка труда будет легче адаптироваться молодому поколению, поскольку эти люди с большим энтузиазмом относятся к возможности работать удаленно, фрилансу, у них нет «груза» статуса. Людям же предпенсионного возраста сейчас на порядок сложнее, поскольку рынок труда видоизменился и стал более мобильным. «Все чаще, например, работодатели просят прислать резюме через мессенджеры. И тут возникает проблема в том, что некоторые не владеют современными технологиями, а значит, выполнить требование работодателя они не смогут», — сказала Александрова, уточнив, что эти навыки можно получить на курсах в специализированном центре «Моя карьера».
Оплата труда
Первый заместитель руководителя департамента также рассказала, что средняя зарплата за время пандемии снизилась. К примеру, в среднем, если специалист в сфере общепита до этого получал 45 тыс. рублей, то теперь он может рассчитывать примерно на 35 тыс. «Компании старались сохранить работу специалистам различными способами: кому-то оставляли зарплату, но убирали бонусы; кого-то отправляли в отпуска или сокращали количество рабочих дней», — уточнила она.
По словам собеседницы, за период пандемии особенно пострадала сфера торговли. «Много людей остались без работы из сферы торговли. Фактически каждый четвертый человек, который приходил к нам, чтобы получить статус безработного, был из этой индустрии», — сказала Александрова.
Она считает, что торговые компании и корпорации не смогут быстро восстановиться. Им придется перестроиться и подстроиться под покупателей и начать развивать электронные продажи. «Покупательский спрос возвращается, но не в таком количестве, как до пандемии. Сейчас в приоритете так или иначе онлайн-товары. Людям онлайн покупать дешевле, чем пойти в торговый центр», — сказала первый заместитель руководителя департамента.
Но работу в столице найти можно, количество вакансий увеличивается и на работных порталах, и в службе занятости. «С открытием сезонных кафе сразу добавилось более 500 новых вакансий. Есть предложения и в индустрии красоты. Ожили строительство, жилищно-коммунальное хозяйство — в них много вакансий как от бизнеса, так и от государственных предприятий. Есть у нас договоры с крупными работодателями, в том числе государственными, которые отдают свои вакансии нам. Безработные, которые зарегистрированы в службе занятости, первыми их получат», — отметила Александрова.