Учиться никогда не поздно. Главное — желание самого человека покорять новые вершины, расширять границы возможностей и, конечно же, поддержка со стороны неравнодушных людей. Для 22-летнего Артема и 21-летней Марии такими людьми стали сотрудники Центра равных возможностей «Вверх» и специалисты по постинтернатному сопровождению РЦ «Спутник». Юноша и девушка — выпускники организации для детей-сирот.

Ограниченные возможности здоровья не позволили им обучаться в свое время в общеобразовательной школе. Но они смогли преодолеть разрыв между специальным и массовым образованием, и недавно получили аттестаты о неполном среднем образовании в общеобразовательной школе.

Маша и Артем дружили с детства, вместе они приняли решение учиться в Центре равных возможностей «Вверх». Это некоммерческая организация, помогающая детям, оставшимся без родительского попечения, и выпускникам детских домов, учиться и развиваться, по максимуму реализовать свои возможности.

В столице есть несколько колледжей, где могут получить профессии и выпускники школ со специальными образовательными условиями. Но круг таких профессий ограничен. Получение аттестата общеобразовательной школы открывает перед юношами и девушками новые перспективы.

«Я смотрел на ребят из нашего Центра „Спутник“, которые уже учились, и захотел попробовать сам. Я решил, что это шанс для меня. Сначала было непросто, потому что пришлось изучать новые предметы, которых не было в предыдущей школе: английский, химию, физику, но постепенно начало получаться», — вспоминает Артем.

Для Маши химия и биология даже стали любимыми предметами. Девушка шла к своей мечте об аттестате пять лет. Пришлось столкнуться и с трудностями. Но Марию не остановили даже проблемы со здоровьем. Незадолго до выпускных экзаменов она сломала ногу, но все равно продолжала учиться.

Во всех начинаниях Машу поддерживала Маргарита, которая стала для Маши по-настоящему близким и родным человеком, значимым взрослым, наставником. Маргарита оформила гостевой режим, когда Маша была еще воспитанницей «Спутника», продолжили они общаться и после выпуска девушки из учреждения.

«Образование дает мне очень много: я постоянно узнаю что-то новое. И широкие возможности для работы. Я уверена, что поступила правильно, решив учиться», — уверена Маша.


Сейчас девушка готовится к поступлению в медицинский колледж на сестринское дело. Артем же выбрал для себя профессию повара, а точнее кондитера. Это достаточно высокая ступень в поварском искусстве. Образование, полученное в школе со специальными образовательными условиями, не позволило бы ее достигнуть.

Артем и Мария уже несколько лет живут самостоятельно в квартирах, которые они получили от города как дети, оставшиеся без родительского попечения. Они не прервали отношения с Центром «Спутник», где выросли. И юноша, и девушка состоят в «Спутнике» на постинтернатном сопровождении, там им оказывают всестороннюю поддержку. У друзей детства и куратор — общий. Специалист по социальной работе Лариса Ручо поддерживала ребят и в их стремлении к получению образования.

«Среди воспитанников „Спутника“ всегда было много ребят, мотивированных на учебу. Артем и Маша — не первые наши выпускники, которые заканчивают школу „Вверх“. Также наши воспитанники участвовали в социально-образовательном проекте „АртЗачет“. Проект направлен на выявление творчески одаренных воспитанников и их подготовку к поступлению в образовательные организации творческой направленности, сопровождение и поддержку во время учебы. Среди выпускников „Спутника“, принявших участие в проекте, есть даже студенты Театрального института имени Бориса Щукина, — рассказывает Наталья Федосова, специалист по социальной работе. — Проект помог и ребятам, выбравшим менее творческие профессии. Например, юноша, который учился на строителя, смог перейти на более продвинутый уровень. Теперь он готовится стать реставратором».

Ребенок, лишившийся семьи, всегда находится в более уязвимом положении, чем его сверстники: ведь рядом с ним нет любящих родителей, готовых поддерживать и направлять, советовать и мотивировать. Есть социальные педагоги, специалисты по постинтернатному сопровождению, но чем больше рядом с ним будет людей, готовых поверить в ребенка, помочь ему раскрыть свои таланты и двигаться к мечте, тем больше шансов на успех. А таланты, несомненно, есть у каждого.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы