16 июня 2020 года
У Максима и Руслана из Ресурсного центра «Спутник» много общего в жизни. У них похожая жизненная история: потеря кровной семьи и направление в школу-интернат № 62, где они познакомились и воспитывались. Потом — совместный переезд в школу-интернат № 4, впоследствии слившуюся с Ресурсным центром «Спутник». Совсем недавно им обоим исполнилось 18 лет, а значит, для каждого из них настало время начинать самостоятельную взрослую жизнь. Но делать им это совсем не страшно, так как у каждого из юношей есть старшие товарищи — наставники.
Встречи, предопределенные свыше
Наставник — это не педагог и не учитель. Это гораздо большее. Это старший товарищ, отношения с которым основываются на дружбе и доверии. С наставником надежно, он не предаст и всегда в самый трудный или ответственный момент будет рядом.
Есть наставники, которые готовятся профессионально, и только потом появляются в детском учреждении. А вот в жизни ребят эти люди появились неожиданно, как будто были посланы свыше.
Максим рос очень неспокойным и импульсивным ребенком, из-за чего дружеские взаимоотношения со сверстниками складывались с трудом. Единственной опорой таких отношений оставалась общая для большинства мальчишек из ЦССВ любовь к футболу.
«Мне всегда хотелось, чтобы рядом был товарищ, который стал бы настоящим другом. У меня есть старший брат, но мы росли не вместе. Наверное, поэтому я и хотел, чтобы мой друг был старше меня. А потом в центре стали все чаще произносить слово „наставник“, рассказывать, кто это и зачем, и я стал ждать. Просил своего психолога, чтобы она поскорее нашла мне такого человека», — рассказывает Максим. У Максима удивительно светлый и чистый взгляд, поэтому легко представить, как этот доверчивый и открытый мальчишка ждал момента, когда в его жизни появится старший друг.
Дарья появилась в центре «Спутник» совершенно не зная о программе наставничества для старших ребят. Будучи волонтером проекта «Город Дружбы», она предложила показать кукольный спектакль для детей младшего возраста. Куклы, которые она смастерила сама, «жили» в красивом чемоданчике, они изображали героев сказки «Лисичка со скалочкой». И уж точно она не предполагала, что с этого дня у нее будет новая роль —наставника и старшего друга.
«Мы встретились с Максимом в кабинете психолога, когда он зашел с вопросом о наставнике, я, честно признаюсь, неожиданно для самой себя предложила этому мальчику быть его другом. Спасибо психологу Римме Станиславовне, которая очень грамотно и осторожно выстроила наши взаимоотношения с Максимом, подсказала, как и что делать, рассказала, в чем заключается моя миссия, — рассказывает Дарья. — Когда я увидела такого высокорослого парня, который по-детски просил своего психолога найти ему наставника, у меня внутри что-то перевернулось. В тот момент я подумала, что, наверное, для этого судьба привела меня в этот центр».
Дарья прошла специальные курсы подготовки наставников в благотворительном фонде «Старшие братья, старшие сестры» и получила сертификат.
«Наблюдая за развитием этих отношений, я видела, как у Максима появилось и стало развиваться чувство доверия к Дарье. Он стал доверять ей свои секреты, делиться своими успехами и неудачами, своими мечтами о будущем. Я видела, как эта дружба меняла Максима, заставляя его становиться более открытым, взрослым, и, пожалуй, самое главное — ответственным. Я благодарна Даше, что, не смотря на некоторую навязчивость Максима, она остается терпеливой, выдерживая дистанцию, принимает его таким, каков он есть», — рассказывает психолог Римма Лаптева.
Самоизоляция — повод стать еще дружнее
По достижении 18 лет Максим стал иметь возможность приходить по приглашению в семью своего наставника. Он познакомился и подружился с детьми Дарьи, узнал уклад и правила их семьи. «Для Максима это бесценный опыт, — комментирует Римма Лаптева. — Мальчик с самого раннего возраста жил в учреждениях, и как устроена семья изнутри, ему видеть не доводилось. Это был его первый опыт погружения в семейную обстановку. Надеюсь, это пригодится в самостоятельной жизни».
Период самоизоляции позволил Максиму и семье Даши еще больше сдружиться. В этот период Дарья пригласила Максима пожить в своей семье, и это время стало для Максима интенсивным курсом подготовки к самостоятельной жизни. «Я сам, один, без помощи и чьего-либо контроля готовил гречку с молоком, варил рыбный суп и многое другое! Вместе с Дашей и ее мужем Андреем мы обсуждали стоимость продуктов, рассчитывали, как можно будет прожить на пособие, которое я буду получать, пока буду учиться в колледже», — говорит Максим.
Как известно, любые отношения развивают обе стороны. Даша и ее муж Андрей назвали время проживания Максима в их семье «периодом духовной практики», которая заставила их сделать некоторую переоценку в жизни. «Однажды после совместного просмотра фильма Максим сказал: „Я чувствую себя домашним“. И на следующий день он проснулся с совершенно другим лицом — необыкновенным. Такие изменения в человеке, конечно же, не проходят незамеченными для него самого, — делится Дарья. — После этого мне очень хочется пройти обучение в Школе приемных родителей, чтобы узнать больше про детей, оставшихся без родительского попечения. А мое общение с Максимом, конечно же, будет продолжаться. Я готова быть ему и наставником, и старшим товарищем».
Воскресить веру в людей
В жизни Руслана однажды появились взрослые, которым он доверился, но отношения не сложились, и подросток перестал доверять тем, кто старше. С утратой доверия к взрослому миру Руслану не хотелось взрослеть самому, и поэтому отношения он выстраивал с теми, кто был младше и слабее. Таким легче доверять, и самое главное, не страшно. Из-за наличия негативного опыта и одиночества в учреждении Руслану становилось все труднее и труднее справляться с эмоциями. «Сначала мне помогали психологи Центра, а потом появилась Юлия Владимировна», — рассказывает Руслан. — С ее появлением я стал спокойнее. Она разговаривает со мной как с равным, объясняет, что я делаю правильно, а что — нет. И я ей доверяю, прислушиваюсь к ее мнению«.
Юлия Мананкова — социальный педагог центра «Спутник». В ее должностные обязанности входит работа с трудными подростками. «Руслан стал первым по-настоящему трудным подростком, с которым я столкнулась в своей практике, — говорит молодой специалист. — Но за этим воинственно настроенным мальчишкой я видела и доброго, нуждающегося в теплоте и поддержке ребенка. Работа по профилактике правонарушений с Русланом, наше совместное присутствие на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних, на которых подросток ощущал мою поддержку, вдруг дали положительные результаты, и стали менять его в лучшую сторону».
«Их общение переросло в отношения наставник — воспитанник», — комментирует психолог Римма Лаптева. — Поэтому, используя эти возникшие отношения как дополнительный ресурс в работе с Русланом, специалисты центра стали профессионально поддерживать не только Руслана, но и Юлию«.
«Юлия Владимировна для меня — старший друг и товарищ, — говорит Руслан. — Она рассказывает мне о взрослой жизни, о том, что может быть завтра. Рассказывает и учит меня, как надо распоряжаться деньгами, как надо уметь их зарабатывать честным трудом. Я доверяю ей многое. Даже на мое первое свидание мы ездили вместе с ней, только она смотрела на девушку со стороны. Именно Юлия Владимировна объяснила мне, как это должно происходить правильно. Мы купили с ней красивую розу, которую я подарил своей девушке. Без Юлии Владимировны, я, наверное, все сделал бы неправильно». И на просмотр квартиры, предложенной Руслану, они тоже ездили вместе. Именно Юлии он доверил быть рядом с ним в этот ответственный в его жизни момент.
«Конечно же, и после того, как Руслан уйдет из центра, я буду его наставником. Главное для меня, чтобы Руслан не утратил веру в людей, не перестал им доверять», — резюмирует Юлия.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы