Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

На одном языке: как соцработнику наладить контакт с людьми разных психотипов

18 мая 2020 года

На одном языке: как соцработнику наладить контакт с людьми разных психотипов

Соцработники приходят на помощь людям и семьям в самые трудные периоды их жизни. Но в общении с некоторыми из них специалист может испытывать затруднения. Особенно часто это происходит на первичном этапе работы, когда идет знакомство. Как соцработнику наладить контакт с людьми разных психотипов, рассказывает медиатор, психолог семейного центра «Красносельский», руководитель окружной службы медиации ЦАО города Москвы Владимир Графский.

«Специалисты сталкиваются с агрессией, избеганием, нежеланием идти на контакт. Причем все это может проявляться как в ярких интенсивных формах, так и в сглаженном виде. Как правило, такое реагирование связывается с социальным неблагополучием, гражданской и психологической незрелостью», — говорит Графский.

Все эти факторы присутствуют в практике социальных работников, и, как правило, они присущи семьям и людям с девиантным поведением, со сложностями в социализации, с проблемами с психологическим состоянием и физическим здоровьем. Все это обязательно нужно учитывать при выстраивании отношений.

УЧИТЫВАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ

Сталкиваясь с вниманием к себе и своей семье, люди могут испытывать определенные опасения, воспринимать это как угрозу и вторжение в их личное пространство. Такое ощущение вне зависимости от реальности оценок вызывает в организме стресс. Это в свою очередь влияет на формирование базовых стрессовых реакций, которые повышают уровень гормонов кортизола, адреналина, норадреналина. «Получается, что поведение людей при этом обуславливается не уровнем их развития, воспитания, социальных компетенций, а химическими реакциями в крови», — считает психолог.

На этапе знакомства с клиентами при налаживании контакта с ними в первую очередь надо помочь им совладать с этими реакциями. Чтобы лучше это сделать, надо учитывать и психологические особенности людей, их темперамент и психологический тип.

ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НА ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА КЛИЕНТА

Основные стрессовые реакции нам хорошо известны: «бей, беги, замри». Причем эти проявления могут носить как явный, так и смешанный характер. Они также зависят от психотипа человека.

  • Сангвиник. Оптимистичный человек, способный легко адаптироваться в любой ситуации. Он самостоятельно справляется со стрессом, и с ним легче всего установить межличностный поверхностный, но конструктивный контакт. Но, к сожалению, они редко встречаются среди клиентов.

  • Холерик. Импульсивный, неуравновешенный человек со страстной эмоциональной натурой. В стрессовой ситуации он больше других склонен к проявлению агрессии (ведущая стресс-реакция — «бей»), и больше внимания надо уделять работе с его чувствами. Тут не помогут директивные призывы успокоиться — наоборот, лучше всего занимать максимально нейтральную профессиональную позицию: «Я понимаю ваше возмущение, не имею ничего лично против вас, а просто исполняю свои профессиональные обязанности».

  • Меланхолик. Отличается ранимостью, излишней чувствительностью, он боязлив и часто переживает даже по пустякам (ведущая стресс-реакция — «беги»). Такой подопечный будет пытаться избегать контактов с вами, откладывая встречи на потом. В этом надо проявить настойчивость, и если встреча состоялась, то большую часть времени потратить на снижение его тревожности, объясняя, какие риски реальны, а какие — необоснованные.

  • Флегматик. Внешне спокоен и уравновешен, бывает настойчивым и усидчивым, со слабо проявляющимися стабильными эмоциями (ведущая стресс-реакция — «замри»). Несмотря на внешнее спокойствие, в глубине души такой человек все равно переживает. Поэтому тут тоже надо выделить некоторое время (меньше, чем у меланхолика) на успокоение. И при этом следует настраиваться на длительную обстоятельную разъяснительную работу. Чем подробней и дольше вы озвучите свой формат работы с клиентом, тем более успешно будут выстраиваться ваши дальнейшие взаимоотношения.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ И О СЕБЕ

При всем этом надо учитывать, что и сам специалист — живой человек. Встречаясь с той или иной формой неприятия, мы тоже попадаем в состояние стресса. Причем иногда, если ваш психотип совпадает с психотипом вашего клиента, то на начальной стадии установления контакта это может быть препятствующим, а не способствующим фактором.

Например, в общении между двумя холериками риск возникновения конфликта будет значительно выше, чем между двумя флегматиками. Поэтому, сталкиваясь с негативными проявлениями, зная свое «Я» — сильные и слабые стороны, очень важно сохранять эмоциональное равновесие. А сделать это легче, заранее исследовав свои реакции на те или иные стрессовые ситуации.

«Главная наша защита от стрессов, в том числе от их печального последствия профессионального выгорания, — это способность сохранять свою „профессиональную“ логико-ориентированную позицию. При этом надо оптимально сочетать ее с „человеческой“ эмоционально открытой позицией — с опорой на уважение, принятие, понимание и другие общегуманитарные принципы», — заключил специалист.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме