Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как уберечь подростка от зависимостей во время самоизоляции: советы для родителей

1 мая 2020 года

Как уберечь подростка от зависимостей во время самоизоляции: советы для родителей

Что мы представляем, когда слышим словосочетание «подростковая зависимость»? Скорее всего, возникают типичные ассоциации — курение, алкоголь или употребление психоактивных веществ. Но чаще предпочитаем не задумываться. Многие уверены, что подростковая зависимость — это история про неблагополучные семьи и бродяжничество. Но это далеко не так, зависимое поведение проявляется в чрезмерном увлечении гаджетами, шопоголизме, игромании и даже пищевых расстройствах. Как самоизоляция влияет на проявление зависимостей у школьника, рассказывает психолог ЦССВ «Радуга» Ангелина Дорогунцева.

ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ

«В психологии зависимое поведение называется аддиктивным. Человек пытается избавиться от психологического дискомфорта с помощью употребления каких-либо веществ или совершения определенных действий. Постепенно он оказывается подчинен этой внешней принуждающей силе», — объясняет Ангелина Дорогунцева.

Есть несколько видов зависимостей:

  • химическая: человек не может обходиться без психоактивных веществ — алкоголя, наркотиков, никотина;
  • пищевая: чрезмерное внимание уделяется еде и своему весу;
  • поведенческая: сюда относятся гаджетомания, адреналиномания, шопоголизм и так далее).

«Обычно одна зависимость тянет за собой другие. Но есть и формы аддикции, приемлемые и даже одобряемые обществом. Например, это творчество, трудоголизм, спорт, медитация, духовные практики», — отмечает психолог.

КТО В ЗОНЕ РИСКА

Причин, по которым возникает или развивается зависимость, очень много. Среди основных:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Различные патологии в личностной сфере.
  3. Стремление самоутвердиться в коллективе (от родительской недолюбленности, низкой самооценки).
  4. Желание удовлетворить свое любопытство (недостаток жизненного опыта, скука).

Последний фактор наиболее характерен для подростков. Риск возникновения зависимости у школьника (от 13 до 18 лет) возрастает, если в семье на глазах у ребенка злоупотребляли алкоголем или наркотиками.

Причины эти часто переплетаются.

«Каковы бы ни были причины возникновения зависимостей, все люди, подверженные им, ведут себя похожим образом. Им присуща низкая самооценка, трудности в общении, неумение противостоять давлению. Кроме того, у этих людей часто наблюдается синдром дефицита удовольствия, что проявляется в постоянном ощущении скуки и неспособности, неумении получать радость от жизни», — рассказывает Ангелина Дорогунцева.

Сейчас, когда все мы оказались на самоизоляции в своих домах и квартирах, а воспитанники столичных ЦССВ — в своих учреждениях, с одной стороны, это плюс. Подростки круглосуточно находятся под контролем воспитателей или родителей. В таких условиях труднее попасть в ловушку вредных привычек.

«Но при этом подростки склонны проводить больше времени с гаджетами, чем раньше. Такая ситуация, что самоизоляция закончится, а новая зависимость — останется, вполне возможна. Поэтому важно помогать ребятам правильно организовывать свое время, заполняя его полезными и интересными делами», — считает психолог.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ: ОПЫТ ЦССВ

«Во-первых, профилактическая работа должна проводиться со всеми детьми. Причина, толкающая подростков к неодобряемому поведению, — это эмоциональная незрелость при отсутствии широкого круга интересов. В такой ситуации может оказаться каждый. Во-вторых, действовать надо на опережение», — считает психолог.

Например, в столичных ЦССВ педагоги ведут активную работу по профилактике зависимостей. «У своих воспитанников мы стараемся развить навыки, которые необходимы им для ведения здорового образа жизни. Это умение общаться, принимать решения, самостоятельно разрешать свои проблемы, критически мыслить, умение постоять за себя, сопротивляться негативному влиянию, владеть своими эмоциями, управлять стрессом и состоянием тревоги», — рассказывает психолог.

Детей необходимо обучать конкретным навыкам, а не только предоставлять им информацию. Обучение социально-психологическим навыкам должно выходить за пределы отдельных занятий: оно должно широко внедряться и во внешкольную активность детей, в их общественную деятельность. Например, подростки, объединившись, могут самостоятельно придумывать и реализовывать общественно значимые проекты.

«Занятия, направленные на профилактику зависимостей, должны проводиться регулярно, не реже двух раз в месяц, Мы сочетаем групповую и индивидуальную формы работы. Привлекаем к занятиям и приемные семьи, состоящие у нас на сопровождении. Говоря о зависимостях с подростками, мы смещаем акцент на обычную нормальную человеческую жизнь. Позитивная профилактика учит детей не послушанию („Скажи „нет“ наркотикам“), а самостоятельности и ответственности. Мы делаем акцент на том, как можно жить интересной, полной, активной жизнью», — отмечает Ангелина Дорогунцева.

Дети должны научиться получать приятные психоэмоциональные переживания в реальной жизни, заниматься самыми различными видами деятельности — учебой, творчеством, спортом, общественной деятельностью и так далее. Это и есть альтернатива зависимостям. Чем больше возможностей для развития личности и самореализации, тем лучше.

«Зависимости легче предупредить, чем лечить. Чем раньше начать сражение за здоровую, насыщенную интересными событиями жизнь, тем больше шансов на успех», — уверена психолог.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме