Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Женщина, которая поёт: как 88 -летняя жительница социального дома нашла себя в творчестве

4 декабря 2019 года

Женщина, которая поёт: как 88 -летняя жительница социального дома нашла себя в творчестве

Для проживающих в социальном жилом доме в столичном районе Митино словосочетание «Женщина, которая поёт» ассоциируется в первую очередь не с известной эстрадной звездой, а с их соседкой Валерией Коноваловой, чьи выступления жильцы регулярно посещают.

Конечно, поклонников у Валерии Фёдоровны значительно меньше, чем у Аллы Борисовны, но это вовсе не потому, что она не талантлива или не артистична — просто судьба сложилась так. И, кроме того, далеко не каждый сможет в возрасте неполных девяноста лет, имея вторую группу инвалидности, продолжать выступать на публике и при этом петь так, что у слушателей мурашки бегут по коже...

«Я пела всегда, сколько себя помню, — рассказывает Валерия Коновалова. — Но как-то не получалось стать артисткой. Первая неудача произошла ещё в детском саду, когда мне было пять лет. К нам в садик приехали кинематографисты и стали отбирать детей для съёмок в каком-то фильме, в числе прочих выбрали и меня. Через неделю должны были начаться репетиции. Но ровно через неделю у меня выпал передний молочный зуб, так что в артистки я тогда не попала...»

В первом классе учитель пения заметил вокальные способности девочки и посоветовал родителям с третьего класса отдать её в музыкальную школу. Но как раз в тот год, когда Валерия должна была пойти в третий класс, началась Великая Отечественная война, и с мечтой о пении пришлось повременить. А вместо музыкальной школы она была отправлена вместе с другими детьми в эвакуацию в Башкирию.

«Мы ходили там на уроки, но гораздо больше нам приходилось работать, — вспоминает Валерия Фёдоровна. — Дети собирали ягоды, у каждого была своя норма, которую необходимо выполнить. Питались мы плохо, вечно хотелось есть. Но через два года я вернулась домой с табелем об успеваемости, в котором стояли одни пятёрки! Правда, по меркам московской школы эти пятёрки мало чего стоили, и меня оставили на второй год».

После войны Валерия пошла в вокальный кружок при Доме пионеров. Именно там её пригласили в один из известных тогда в Москве детских хоров. Она, разумеется, согласилась и даже съездила на первую репетицию. Но судьба снова подставила подножку: воры обокрали коммунальную квартиру, где жила Валерия, и вынесли все вещи, в том числе ее единственные ботинки. И ей стало просто не в чем ездить в центр города на репетиции.

История семьи Валерии Фёдоровны — как наглядное пособие по истории страны. Её дед был доктором, а бабка — медсестрой, и одним из её пациентов был даже Ленин. Отец Валерии Коноваловой после революции 1917 года сбежал из дома, чтобы воевать за новую власть, принимал участие в Гражданской войне и чудом остался жив. Он стал первым выпускником школы кремлёвских курсантов и даже стоял в карауле у кабинета Ленина.

Сама Валерия в школе стала пионеркой, затем комсомолкой, а потом, совершенно логично для тех времён, вступила в коммунистическую партию. В пятидесятых годах Валерия чуть было не умчалась в Казахстан поднимать целину, да родители не отпустили единственную дочь. А муж Валерии Пётр Степанович, строитель по профессии, принимал участие в возведении знаменитых объектов в Москве — например, памятника Чайковскому возле консерватории и многих павильонов ВДНХ.

«По профессии я инженер-экономист: после школы закончила финансовый техникум, потом институт, и всю жизнь много училась — рассказывает Валерия Фёдоровна. — Начинала ученицей счетовода, работали мы тогда с арифмометрами и обычными деревянными счётами, я до сих пор ими пользуюсь, когда надо что-то подсчитать!»

Вместо песен — чужие деньги, вместо мелодий — товарные накладные... Но она всё равно продолжала напевать — вполголоса, про себя, а иногда на праздниках вместе со всеми.

После выхода на пенсию в положенные тогда 55 лет Валерия Фёдоровна быстро заскучала и опять пошла работать. Так и трудилась до 70 лет — до тех пор, пока они с мужем в 2003 году не переехали в социальный жилой дом. Они были одними из первых жильцов этого дома, и те времена Валерия Фёдоровна вспоминает с удовольствием.

«Как мы дружили тогда с соседями, как отмечали праздники, работали возле дома на огороде, ездили на экскурсии! — говорит она. — Впрочем, наверное, мы тогда просто были помоложе и гораздо сильнее, чем теперь».

Именно в социальном доме Валерия Коновалова наконец-то стала полноценной певицей. Она начала посещать занятия по пению, выступать на праздниках, даже ездить на гастроли в соседние районы. И до сих пор её вокальная карьера не прерывается: Валерия Фёдоровна регулярно выступает в доме и участвует в выездных концертах с хором «Московского долголетия». В репертуаре певицы — старинные русские романсы и советские песни.

«Пение мне очень помогает, — признаётся Валерия Фёдоровна. — Иногда я рассержусь на что-то, разворчусь, а потом начинаю напевать, и плохое настроение куда-то пропадает. Если бы не песня, то настрой моей жизни был бы совсем другим. А так — мы ещё повоюем!»

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Московское долголетие

Категория граждан:Пенсионеры

Новости по теме