17 января 2013 года
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Перевод государственных услуг в сфере социальной защиты населения в электронный вид
Правительством Москвы поставлены неотложные задачи по существенному повышению качества обслуживания населения и эффективности предоставления мер социальной поддержки, что предполагает:
1. уменьшение количества посещений органов исполнительной власти города Москвы;
2. сокращение перечня требуемых от заявителя документов, а также времени и процедуры предоставления услуг;
3. повышение доступности государственных услуг;
4. обеспечение открытости и прозрачности в работе социальных служб;
5. снижение рисков коррупции.
Ежегодно управлениями социальной защиты населения оказывается более 2 млн. услуг, обрабатывается автоматизировано более 6 млн. социальных выплат.
Около 1 млн. москвичей ежегодно обращаются за первичным назначением различных денежных выплат.
При этом 37 процентов из них за назначением социальных выплат на детей.
За выдачей удостоверений о праве на льготы и справок информационно-правового характера обратилось 352,5 тыс. в год (или 18%).
К сожалению, сегодня при предоставлении государственных услуг имеют место необоснованное привлечение заявителей к сбору различных документов, избыточное количество используемых бумажных форм для установления или оформления прав заявителя на получение государственной услуги, необходимость многократного личного взаимодействия сотрудников органов социальной защиты с заявителями и другие явления, которые вызывают определенную неудовлетворенность граждан.
Одним из важнейших путей совершенствования системы предоставления государственных услуг, в т.ч. и в органах социальной защиты, является обеспечение возможности получения их в электронном виде.
Учитывая наибольшую подготовленность молодого поколения к использованию «интернет-технологий» и удаленного доступа для получения различных услуг, в первоочередном порядке переводятся в электронный вид услуги по социальной поддержке семей с детьми. Это выплаты при рождении детей, назначение пособий, в том числе молодым, студенческим и многодетным семьям и информирование о начисленных выплатах. Эти услуги являются и самыми массовыми (количество обращений за данными услугами в 2012 году составило 620,5 тысяч).
Перевод 20 государственных услуг по социальной защите в электронный вид предоставит возможность удаленного обращения за мерами социальной поддержки около 500 тысячам москвичам.
Для получения услуги в электронном виде москвичам достаточно будет заполнить интерактивную форму заявления, направить документ через личный кабинет Портала государственных услуг.
Преимуществом интерактивной формы заявления является то, что при его заполнении заявитель может определить свою принадлежность сразу к различным льготным категориям и обратиться за всеми полагающимися выплатами одновременно.
Специалисты районного управления соцзащиты, получив файл по закрытым каналам связи, проверят представленные сведения через Базовый регистр информации или путем межведомственного запроса, оформят назначение полагающихся социальных выплат, перечислят их на указанный заявителем счет в кредитной организации. При необходимости выдачи по результатам оказанной услуги документа на бумажном носителе – например, Удостоверения многодетной семьи города Москвы, заявитель придет в УСЗН только за получением уже оформленного удостоверения, в которое надо будет вклеить лишь фотографии. В целях экономии личного времени заявителю предлагается согласовать конкретную дату и удобное время посещения специалиста управления социальной защиты населения.
Доступ в Базовый регистр информации даст возможность получить необходимые документы для оказания услуги без участия заявителя, а также значительно сократит и перечень требуемых документов.При оказании услуг по социальной защите специалисты активно пользуются информацией органов ЗАГСа, инженерных служб, центров занятости, налоговых органов. В то же время, Департамент социальной защиты также является поставщиком информации для других органов исполнительной власти.
Обеспечение межведомственного взаимодействия позволит избавить от хождения в управления социальной защиты населения и другие органы исполнительной власти значительную часть жителей Москвы.
Кроме того, с января 2013 года все 115 управлений социальной защиты населения и 46 Клиентских служб УСЗН в МФЦ начали работать по экстерриториальному принципу. Заявления на 53 самые массовые государственные услуги теперь принимаются независимо от места жительства гражданина.
Принятые заявления и документы по экстерриториальному принципу будут направляться в управление социальной защиты по месту жительства заявителя уже в день приема в виде электронных образов, с последующей доставкой необходимых документов на бумажном носителе. Дальнейшая процедура и сроки отработки остаются прежними, но при этом заявитель получает очень существенное преимущество в обслуживании – выбор максимально удобного места обращения за услугой.
Доступ всех территориальных подразделений Департамента к Общегородскому интегрированному банку данных получателей мер социальной поддержки позволит исключить возможность задвоенного предоставления государственных услуг и предотвратить переплаты денежных средств, более эффективно расходовать средства городского бюджета.
Начатая модернизация значительно повысит уровень удовлетворенности населения качеством обслуживания при предоставлении государственных услуг в сфере социальной защиты: увеличит количество жителей города, имеющих доступ к получению государственных услуг, а также количество услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу; обеспечит открытость и прозрачность работы социальных служб Москвы.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Об основных результатах деятельности Департамента социальной защиты населения города Москвы в 2012 году и задачах на 2013 год
Для обеспечения стабильного уровня социальной поддержки москвичей Правительством Москвы реализуется Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы». Программа межведомственная, в ней участвуют 27 органов исполнительной власти города Москвы, в том числе 10 префектур административных округов города Москвы как соисполнители.
На мероприятия программы в 2012 году с учетом корректировок бюджета города Москвы, предусмотрено 336 млрд. рублей. По состоянию на 31 декабря освоено 326,2 млрд. руб., что составило около 97,1 %.
Социальные обязательства, предусмотренные государственной программой, в 2012 году выполнены в полном объеме.
Приоритетное направление в деятельности Правительства города – социальная поддержка семей с детьми.
Это в первую очередь социальные выплаты семьям с детьми, которыми обеспечены 546,3 тыс. московских семей, в которых воспитывается почти 800 тыс. детей.
В 2012 году из бюджета города выделено 22 млрд. руб. на выплаты семьям с детьми.
В связи с проводимой Департаментом работой по обеспечению адресного подхода при предоставлении пособий уменьшилось количество малообеспеченных семей с детьми.
Особое внимание обращено на поддержку многодетных семей. В городе Москве проживает 80,7 тыс. многодетных семей, в которых воспитываются около 200 тыс. детей.
В год расходы бюджета города на 1 ребенка из многодетной семьи (в зависимости от общего числа детей в семье и их возраста) доходят до 200 тыс. руб.
Особая забота Правительства Москвы – старшее поколение и ветераны Великой Отечественной войны.
В 2012 году городской социальный стандарт для пенсионеров доведен до 12 000 рублей.
Расходы городского бюджета на более 2,1 млн. получателей городских доплат составляют 110,4 млрд. рублей.
Начиная с 1 января 2013 года, неработающим пенсионерам будет устанавливаться региональная социальная доплата при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории).
Существенно повышено качество социального обслуживания населения. Всего услугами социальных работников пользуются порядка 135 тысяч человек.
В 2012 году продолжено внедрение новых форм социального обслуживания, таких как:
· служба сиделок (охвачено 625 человек);
· система «Тревожная кнопка» (обеспечено 20 тысяч человек);
· система «Skype» (услугой воспользовались 5150 человек).
На более высокий качественный уровень поднята работа по обеспечению ветеранов санаторно-курортными путевками. В 2012 году количество санаторно-курортных путевок увеличено до 159,1 тысяч на общую сумму 3,56 млрд. рублей.
На сайте Департамента ветераны и пенсионеры могут отследить движение своей электронной очереди по обеспечению санаторно-курортными путевками и устройству в стационарные учреждения социального обслуживания.
В нашей работе по социальной защите ветеранов активную роль играют городские ветеранские организации, на поддержку деятельности которых Правительство Москвы в 2011 году выделило 500 млн. рублей. Объем средств на указанные цели в 2012 году увеличен до 732 млн. рублей. Поддержка деятельности городских ветеранских организаций будет продолжена, на эти цели в ближайшие 5 лет будет направлено около 3-х млрд. руб.
В рамках социальной интеграции инвалидов приоритетными направлениями являются обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, оказание реабилитационных услуг и трудоустройство инвалидов.
Свыше 78,7 тыс. инвалидов получили реабилитационные услуги в 2012 году на общую сумму 2,9 млрд. рублей.
Особо востребованной услугой москвичей-инвалидов является служба «социальное такси», которой исполнено 166 тыс. заявок на общую сумму 320 млн. руб.
В течение 2012 года создано 2503 рабочих мест для инвалидов, что составляет 100,1% от планового показателя.
Продолжается работа по приспособлению для инвалидов и маломобильных групп граждан общественных зданий, являющихся городскими социально-значимыми объектами. В 2012 году полностью или частично приспособлены 73 % объектов образования, соцзащиты, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.
В последние годы уделяется большое внимание созданию комфортных условий для проживания инвалидов. Департаментом капитального ремонта в текущем году установлено подъемных платформ в 117 подъездах, в которых проживают инвалиды. В настоящее время в подъездах жилых домов установлено более 1700 таких платформ. Всего на формирование безбарьерной среды было освоено 1,6 млрд. рублей.
В 2012 году продолжено оказание социальной помощи бездомным гражданам.
Итогами работы стали снижение криминальных последствий бродяжничества, смертности граждан от общего переохлаждения организма, рост числа жизнеустроенных граждан. Разрабатывается новое направление в работе с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, проводится комплекс мероприятий по их ресоциализации:
- содействие в сохранении и восстановлении социальных связей с родственниками;
- содействие в трудоустройстве;
- проведение занятий в «Школах подготовки к освобождению» и др.
Департаменту социальной защиты населения в 2012 году выделено 2,9 млрд. рублей на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений. Все средства освоены, что позволило провести капитальный ремонт 118 учреждений, текущий ремонт 43 учреждений, благоустройство 17 учреждений и территории Екатерининского парка.
Департаментом в течение 2012 года была проведена большая работа в связи с присоединением к Москве части территории Московской области. На присоединенных территориях открыты: новое окружное управление социальной защиты населения (ТиНАО) и 3 районных управления социальной защиты: Щербинское, Московское, Вороновское, а также центры социального обслуживания «Щербинский» и «Московский». Из 250 тысяч жителей нового округа Москвы более 75 тысяч человек льготных категорий.
В целях реализации поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая текущего года задач по повышению качества оказания социальных услуг, эффективному использованию материальных ресурсов и совершенствованию системы управления подведомственными учреждениями Департаментом подготовлен план мероприятий по оптимизации государственных бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг населению города Москвы, проводится соответствующая работа по его реализации.
В рамках проводимой оптимизации 122 центра социального обслуживания были преобразованы в 34 территориальных центра социального обслуживания с 94 филиалами.
Департаментом ведется разработка концепции последовательного реформирования учреждений для детей-сирот, предполагающая создание на их базе многофункциональных организаций.
В рамках реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и модернизации системы социальной защиты продолжается работа расширению перечня предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения в МФЦ и по переводу государственных услуг в электронный вид.
На сегодняшний день клиентские службы районных управлений социальной защиты населения работают в 35 МФЦ. В целях качественного обслуживания населения в МФЦ было организовано обучение 423 универсальных специалистов. С 1 января 2013 года будут оказываться 53 государственные услуги (в настоящее время оказывается 33 услуги).
Переводу в электронный вид подлежат всего 111 государственных услуг в сфере социальной защиты населения. С января 2013 года на портале государственных услуг доступны в электронном виде 20 услуг.
Задачи, стоящие перед органами и учреждениями социальной защиты населения города Москвы в 2013 году:
1. Модернизация системы социальных услуг и внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальных услуг;
2. Оптимизация и развитие сети учреждений социального обслуживания (оптимизация сети учреждений социальной помощи семьям с детьми, открытие Кризисного центра для женщин);
3. Содействие формированию рынка негосударственных социальных услуг;
4. Перевод государственных услуг в сфере социальной защиты населения в электронный вид;
5. Улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социального обслуживания для населения;
6. Завершение разработки административных регламентов предоставления государственных услуг;
7. Повышение эффективности и результативности оказываемых населению мер социальной поддержки за счет развития принципов адресности при предоставлении социальных выплат и услуг;
8. Проведение анкетирования 18 тысяч одиноких тружеников тыла в целях выявления их индивидуальных потребностей в мерах социальной поддержки;
9. Повышение доступности объектов городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения;
10. Увеличение охвата реабилитационными услугами инвалидов, проведение эксперимента по внедрению социальных сертификатов на приобретение технических средств реабилитации;
11. Развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особый акцент в 2013 году будет сделан на усиление адресности и индивидуальный подход к нуждаемости каждого клиента, что позволит существенно повысить доступность и качество социальных услуг.