Помимо грантовой поддержки НКО и благотворительных фондов, работающих в социальной сфере, до конца года Москва планирует провести конкурс помещений для некоммерческого сектора. Об этом рассказала Александра Александрова, первый заместитель столичного Департамента труда и социальной защиты населения, на встрече с общественниками в специализированном центре занятости «Моя карьера».

«Сделав реформу службы занятости в Москве, мы получили дополнительный эффект — освободили 50 помещений, всего 11 тысяч метров. Это удалось сделать благодаря тому, что сотрудники 50 территориальных офисов переехали в центры „Мои документы“ и теперь предоставляют услуги там, где москвичам удобно и куда они уже привыкли ходить. Было принято решение вице-мэром Анастасией Раковой отдать эти помещения для наших важнейших партнеров — волонтерских и общественных организаций», — пояснила Александрова.

По каким критериям их распределят между организациями некоммерческого сектора и как должны выглядеть новые пространства — эти вопросы оказались в центре дискуссии представителей органов власти и столичных общественников. В центре «Моя карьера» собрались руководители 20 столичных благотворительных фондов, центров реабилитации, инклюзивных мастерских, общественных и волонтерских организаций.

Всего за 2019 и 2020 годы город отдаст бесплатно в руки общественников 50 помещений. Благотворительные фонды и волонтерские организации в них смогут оказывать социальные услуги москвичам: многодетным семьям, детям и взрослым людям с особенностями, пенсионерам и людям с инвалидностью.

ОТДАДУТ НА УСЛОВИЯХ, УДОБНЫХ ДЛЯ ВСЕХ

«Мы собрали представителей НКО, чтобы вместе с ними детально обсудить условия распределения помещений. Причем условия должны быть максимально прозрачными и понятными для всех. Помещений всего 50, мы их поделили на два лота», — рассказала Александра Александрова.

Первый лот город разыграет между НКО до конца года — 20 помещений площадью от 100 до 500 квадратных метров. В ближайшее время в них сделают косметический ремонт. Распределение и капитальный ремонт остальных 30 пространств запланированы на следующий год.

Помещения передадут НКО на несколько лет, а потом ими смогут пользоваться и другие организации. В связи с этим важно сделать их универсальными, легко трансформируемыми. Внутренний дизайн будет сделан по мотивам офиса и логотипа «Моя карьера».

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ВСЕХ ПОМЕЩЕНИЙ

Определить стандарты для помещений предложили самим общественникам: будут ли в них кабинеты под офисы, комнаты для совещаний или пространства для всевозможных занятий. Нужна ли там специфическая мебель, приспособления для людей с инвалидностью и так далее.

Помимо бытовых вопросов, руководители НКО и общественных организаций вместе осудили входные условия, которые позволяют им участвовать в конкурсе.

«На мой взгляд, нужно давать помещения не под проекты, а под основную деятельность. К тому же у нас уже есть гранты под проекты. У НКО должны появиться новые места для работы с целевой аудиторией благополучателей, причем именно массовой. То есть если десять организаций говорят, что они будут заниматься узкой специализаций, под маленькую аудиторию, то отдать им десять свободных помещений — неэффективно. Лучше выбрать НКО с более широкой целевой группой», — рассказала Елена Альшанская, президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Руководитель Движения «Даниловцы» Юрий Белановский считает, что три года — оптимальный срок, на который город может давать помещение в пользование НКО. При этом важно, чтобы у организации уже была история, публичная деятельность. «К тому же одним пространством могли бы пользоваться сразу несколько организаций со схожими интересами, если заявку на конкурс они подадут в партнерстве», — добавил Белановский.

По мнению Евгении Сериковой, руководителя проектов БФ «Подарок Ангелу», у победителей конкурса должна быть уже доказанная история успеха — получение грантов, масштабирование деятельности, разработка действующих методик и технологий. А срок пользования помещением можно пролонгировать для 10–30% организаций по решению специальной комиссии. Но продлить его можно будет только при условии, что за эти три года организация докажет свою эффективность и покажет очень хорошие результаты.

Часть свободных помещений желательно адаптировать под работу с детьми, убежден руководитель учебного центра Валерий Ярыгин из организации по реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». В таких помещениях нужна маленькая мебель, умывальники и розетки на определенной высоте, утвержденной СанПиН. «Если этого не сделать, организации, занимающиеся детьми, попросту отсеются», — предупреждает Ярыгин.

В любом помещении, вне зависимости от его площади и функционала, должна быть создана доступная среда, функциональные зоны для занятий, гардероб, кухня, шумоизоляция, кондиционер и так далее. Все благотворительные фонды и волонтерские организации готовы платить за коммуналку и клининг, брать на себя мелкий ремонт. А вот охрана помещения, его противопожарная безопасность и наружная реклама — эти вопросы нужно решать в связке с городскими властями.

Елена Яковлева из Межрегиональной общественной организации «Старшие Братья Старшие Сестры»: «Если нам достанется новое помещение, мы там разместим наших кураторов-психологов. Там будут их стационарные рабочие места. Они смогут работать с нашими волонтерами и кандидатами в волонтеры. Мы смогли бы увеличить количество пар „наставник — ребенок“ вдвое».

ОПЫТ КОНКУРСА «ДОМ ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»

«Квартирный» вопрос для НКО — одна из главных потребностей и проблем. Раньше у Комитета общественных связей был такой конкурс — «Дом для добрых дел». Для России это совершенно новая история, потому что я не слышала, чтобы некоммерческим организациям на конкурсной основе город предоставлял помещения — оборудованные, красивые, удобные. Сейчас история примерно такая же: у города есть возможность выделить свободные площади. Здорово, что представителям НКО предлагают вместе обсудить и самим подумать, как будет проходить этот конкурс«, поделилась Елена Тополева-Солдунова, директор «Агентства социальной информации».

О плюсах и минусах помещений, распределенных по конкурсу «Дом для добрых дел», рассказали сами руководители НКО, которые уже год «живут» в городских пространствах.

«В новом помещении мы уже работаем год. Его мы получили бесплатно, платим только за коммуналку. Для молодого развивающегося фонда, которому всего два года, такое помещение — это большая поддержка. Из минусов: мы находимся очень далеко — от метро „Беломорская“ еще наземным транспортом. А поскольку работаем с непосредственными клиентами, то им далеко добираться. В идеале хотелось бы помещение поближе к транспортным развязкам», — рассказала Индира Даурова, психолог-волонтер из БФ «Свет в руках».

Леонид Тарасов, директор АНО ЦСА «Одухотворение» считает, что помещение нужно предоставлять только одной организации. Свой офис в Выхино они делили с другой организацией. В итоге через два месяца после получения помещения соседи отказались платить коммуналку и исчезли. Их половина попросту простаивала. «Плюсы в том, что мы не платим за аренду помещения, за охрану, клининг. Для нашего центра это существенная поддержка. Но нашей организации необходимо помещение с большим залом для проведения занятий по инклюзивным танцам. В нашем текущем офисе мы даже офисные помещения переоборудовали под помещения для занятий», — говорит Леонид.

БФ «Подари солнечный свет» досталось помещение на улице Аэродромной. «По задумке волонтеров, там предполагался консультативный центр для родителей с недоношенными детьми, — говорит помощник руководителя Саниям Коваль. — Но „плясать“ пришлось от выданного метража. На 12 квадратных метрах психологи лишь консультируют клиентов, а уже сами активности с детьми проходят на базе другого детского клуба. Иногда это неудобно, но с другой стороны, когда вообще нет помещения, то 12 метров — это уже хоть какая-то база».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы