Как в Центре реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности «Солнышко» помогают поправить здоровье, получить образование и обрести профессию, рассказала директор Лариса Пономарева.

Помощь от специалистов

Желающие пройти курс реабилитации в Центре «Солнышко» должны сначала проконсультироваться у специалистов из разных областей медицины. Они проводят комплексное обследование ребенка и по итогам оставляют индивидуальный план.

«В центре проходят реабилитацию 600 детей с инвалидностью. Индивидуальный подход вместе с современными методиками позволяют им улучшить состояние здоровья, — говорит Лариса Пономарева. — В нашем полустационаре работают дефектологи, логопеды, педиатры, психологи и музыкальный терапевт».

Кроме традиционных массажа и ЛФК, в курс реабилитации входит музыкотерапия. Увлечение музыкой дает возможность ребенку снять напряжение, снизить психоэмоциональную нагрузку, научиться лучше выражать свои мысли. На таких занятиях часто присутствует логопед, поэтому курс особенно показан детям с задержкой речи.

К детям с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата на дом выезжает мобильная служба. Те же специалисты проводят комплексную реабилитацию. Курс длится в течение месяца. Занятия проходят в присутствии родителей. Это делается для того, чтобы в дальнейшем сами взрослые смогли поддерживать здоровье ребенка.

Система МЭШ и грант от правительства Москвы

Вместе с реабилитацией в центре преподают предметы начальной и средней школы в адаптированной форме. В настоящее время здесь учатся 103 ребенка с 1 по 9 класс.

«Наши специалисты часто повышают свою квалификацию и внедряют новые технологии в обучение детей, — поделилась директор. — Ведь сейчас очень грамотные родители, которые знают о передовых способах обучения. И поэтому важно для всего коллектива не стоять на месте и постоянно внедрять что-то новое, чтобы уроки были всегда интересны, а педагоги востребованы».

Одним из ярких примеров работы учителей является то, что за сценарий урока, опубликованный в библиотеке МЭШ, преподаватель Татьяна Черняева была награждена грантом Правительства Москвы.

Ее материалы «Былины на пользу и славу Отечества» (литературное чтение, 4 класс), адаптированные для детей с ментальными особенностями, отметили и коллеги из других школ — более 300 скачиваний за несколько месяцев.

«Сценарий урока пишется на три разных источника: панель, ноутбук учителя и планшет ребенка, — пояснила Лариса Пономарева. — Суть такая, что одновременно совершенно разные картинки выходят на экранах трех устройств. Например, класс должен пройти тест: узнать, из какой былины изображены герои на картинке. У учителя показывается, сколько баллов набрал каждый ученик по итогам теста. Педагог для себя отмечает, кто ответил правильно, а кто не справился с заданием. А на доске отображаются результаты всего класса».

Такие занятия хорошо тренируют память детей и эрудицию. Так как в классах более 15 человек, к каждому ребенку здесь индивидуальный подход.

«Если ученику нужен ассистент или тьютор, то к нему обязательно прикрепляют специалиста, который сопровождает его и оказывает помощь в течение всего учебного дня», — рассказала директор.

В изучении материала детям помогают новые технологии. В Центре есть 3D-принтер, на котором дети осваивают азы моделирования, визуально и тактильно обследуют предмет в объеме.

Толерантность и профориентация

Наравне с реабилитацией и образованием стоит социализация учеников. Проект «Урок доброты» как раз направлен на формирование толерантного отношения общества к людям с инвалидностью.

«Мы поддерживаем тесную связь со всеми школами нашего города. Проводим общие уроки и мероприятия, — рассказала директор. — Во время спортивных соревнований создаются смешанные команды из разных образовательных учреждений. Таким образом стираются все границы, и дети легко знакомятся, обмениваются контактами, дружба потом продолжается».

Еще один инклюзивный проект — «Большое искусство рядом». Подопечные Центра готовят совместные номера с мастерами искусства Большого театра. На одной сцене выступают ребята и артисты мировой величины.

«Это такой стимул для детей. Они очень внимательно и серьезно готовятся к каждой репетиции, отрабатывают номера. Педагоги с ними занимаются остановкой голоса, рассказывают, как держаться на сцене. Все это дает не только терапевтический или эмоциональный эффект, но и позволяет мотивировать ребенка на новые свершения».

Заботиться о будущем в выпускников — задача программы «Я выбираю профессию». Психологи прорабатывают способности каждого ученика и определяют, в какой сфере ребенку интересно реализовать свой потенциал. Колледжи и разные учебными учреждения презентуют профессии, которым они могут научить. Часто проводятся круглые столы и семинары по профориентации и трудоустройству учащихся.

«У нас есть договоренность с производственными предприятиями, куда ученики старших классов могут прийти и посмотреть, как собирается мебель, работают швейные и обувные мастерские. Дети могут попробовать себя в разных профессиях и найти свой путь. В этом году у нас выпустились 16 ребят и почти все пошли учиться в колледжи».

Важно отметить, что даже по окончанию 9 классов и колледжа бывшие ученики не теряют связь с Центром. Часто они уже в качестве экспертов возвращаются сюда, чтобы своим примером показать, что при желании можно всего добиться.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы