25 июня 2019 года
Как выглядит тихое семейное счастье? Это мир между родителями. Взаимопонимание с ребенком. Поддержка бабушек и дедушек. Все чаще эта прописная истина разбивается о неприятную статистику. В нашу будничную жизнь вторгаются конфликты. Внутрисемейные, школьные, межродственные, детско-родительские... Если взрослым удается выйти из таких кризисов с наименьшими психологическими и эмоциональными потерями, то больше всего от ссор страдают дети. Наладить мир в семье помогут службы медиации, которые работают при столичных учреждениях социального обслуживания.
Почему москвичам не нужно бояться выносить сор из избы, чем интересна профессия медиатора и где уже проходят семейные консультации — об этом поговорили с Ириной Пономаревой, директором Центра поддержки семьи и детства Северного административного округа города Москвы.
— Ирина Николаевна, на ваш центр возложена ответственная миссия по координации работы сети медиативных служб в столице. Не боялись, что в одиночку с такой задачей не справиться?
— Правильно будет сразу очертить границы, в которых реализуется данный проект. Согласно концепции, принятой столичным Департаментом труда и социальной защиты населения, службы медиации появятся при Центрах поддержки семьи и детства. В настоящее время уже работает семь служб. До конца этого года они откроются в каждом из административных округов города. В создание медиативных служб вовлечены сотни структур и учреждений, которые занимаются социальной сферой.
Регулярно на дискуссионной площадке по медиации в столичном Институте ДПО работников социальной сферы проходят встречи, на которых происходит обмен мнениями. Например, на последней встрече прозвучала интересная идея создания Ассоциации медиаторов социальной сферы.
Наш центр является городской экспериментальной площадкой по созданию медиативной службы. Просто мы на полшага впереди остальных центров. Ведем аналитику, участвуем в супервизиях для более успешной реализации проекта.
— Медиация еще не вошла в наш ежедневный обиход. Как обывателю объяснить ее полезность и актуальность?
— В большинстве бытовых конфликтов люди пытаются разобраться самостоятельно. Будь это разлад в семье, или когда у ребенка начинаются проблемы во взаимоотношениях с ровесниками в школе, или когда развод родителей спровоцировал асоциальное поведение ребенка... Теперь же есть возможность обратиться в службу медиации, где специалисты помогут найти приемлемое для всех сторон решение. Конечно, москвичи должны об этом знать. Поэтому одна из основных задач — активно информировать горожан. Если говорить о межведомственном взаимодействии, то информаторами в хорошем смысле этого слова являются и наши коллеги, работающие с семьями в образовании, культуре, опеке, в области обеспечения правопорядка. На совместных совещаниях мы рассказываем об открытии служб медиации, раздаем информационные буклеты. Кроме того, обмен информацией происходит между нами в обычном рабочем режиме. Уверена и за сарафанное радио, к которому отношу соцсети, группы в различных мессенджерах и обычное общение из первых рук.
— Медиаторами не рождаются, медиаторами становятся. Как именно?
— Обучение медиаторы проходят на базе Института ДПО работников социальной сферы, а также в нашем центре. Обратившимся в службу медиации мы объясняем, что медиатор — не судья. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Его задача — помочь урегулировать конфликт, учитывая интересы всех сторон. Такой расклад вызывает поначалу удивление, порой и разочарование. Но в том и изюминка медиации, что в основе ее лежат принципы равноправия и сотрудничества. И, конечно, конфиденциальность. Медиатор — это третья сторона. Он ориентирован на поиск решения, которое в той или иной степени удовлетворило бы всех. Когда пар спущен и появляются первые признаки конструктивного диалога, медиатор отступает, предоставляя конфликтующим возможность договариваться. Иногда на переговоры уходит несколько месяцев. Соглашение, которое подписывается по итогам, — план дальнейших действий, который выполняют все участники примирительного процесса.
— Можно ли сегодня говорить об эффективности медиативных практик?
— За небольшой отрезок времени только на базе нашего центра проведено свыше 200 медиативных сессий. От органов и учреждений системы профилактики получены десятки запросов. Все это говорит о том, что служба востребована. Часто встречаемся, когда непонимание между близкими зашло слишком далеко. Но если хоть одна из сторон готова к компромиссам, то побороться за отношения можно. Если нет, то пытаться будем, но положительный итог крайне редок.
Наибольшую отдачу — и профессиональную, и душевную — медиаторы получают при разборе детско-родительских конфликтов. Как правило, в них нет нелюбви, а противоречия существуют чаще всего из-за незнания психологических аспектов. И «возвращение» ребенка матери или наоборот, всегда приносит ощущение выполненного долга.
— Недавно в вашем центре презентовали первую в городе Школу юного медиатора. Что это за молодежный проект?
― Молодежным его можно назвать, скорее, по возрасту учеников, но не по целям и задачам. Еще год назад благотворительный фонд «Иван да Марья» и Студия инновационной психологии и медиации «ЭГО» в качестве эксперимента выпустили группу первых дипломированных медиаторов в возрасте «14+». Желающих научиться урегулировать отношения между людьми оказалось немало. Естественно, идея работать с подростками имела продолжение. Вскоре появилась Школа юного медиатора. Это полноценный профориентационный проект, в рамках которого ребята и учатся, и проходят практику. Для нас же это еще и кузница кадров. Например, некоторые девушки, защитившие на отлично аттестационные работы по медиативным техникам в прошлом году, в этом году уже станут наставниками в Школе юного медиатора.
Хотим, чтобы молодежный тренд распространился и на другие центры, где работают службы медиации. Думаю, в перспективе молодежные отделения станут не менее востребованы, чем взрослые. Это связано с позитивной энергетикой, которая есть в подростках. Впечатляет их абсолютная уверенность в том, что можно справиться с любой проблемой. Ребята даже придумали себе слоган: «Мир вашему дому». Подчеркну, что летние каникулы — самое время для новых знаний. Всех желающих ждем на занятия по программе «Бесконфликтная среда общения».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы