Фотогалерея
Цифровая трансформация социальной защиты: как технологии меняют систему помощи в столице
1 ноября 2025 года
Конференция «Цифра социальной защиты» прошла в Москве. Впервые представители государственной власти, регионов, бизнеса и научного сообщества объединились, чтобы рассказать, как цифровая трансформация меняет социальную сферу, и презентовать инновационные решения. В мероприятии приняли участие представители более 45 регионов России. Организатором конференции выступили Департамент труда и социальной защиты Москвы, Цифровой центр социальной защиты Москвы, а также Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы столицы.
Лидер цифровой трансформации социальной защиты
Москва не только задает высокие стандарты цифровизации социальной сферы, но и выступает надежным партнером для регионов, разрабатывает и масштабирует инновационные решения. На конференции «Цифра социальной защиты» своими достижениями в области цифровизации также поделились более 45 регионов страны.
За последние годы столица полностью обновила инфраструктуру соцподдержки горожан. Например, первой в стране запустила Социальное казначейство, изменила подходы к работе службы занятости населения, реформировала надомное и стационарное обслуживание, обновила службу опеки, внедрила новые цифровые платформы и системы управления данными.
Высокую скорость и качество работы социальных служб обеспечивает Московская информационная система социального обеспечения (МИССО). Это первый в стране комплекс взаимосвязанных модулей, подсистем и сервисов, благодаря которому горожане оперативно получают адресную помощь. Система автоматизирует и объединяет весь цикл оказания услуг: от подачи заявки до получения выплаты или присвоения статуса.
«Мы продолжим работу по внедрению самых современных сервисов: искусственного интеллекта, виртуальных помощников, витрин данных. Это позволит объединить информацию из разных ведомств, специалисты смогут точнее и быстрее принимать решения. Это существенно сократит сроки оказания мер социальной поддержки», — рассказал директор Цифрового центра соцзащиты города Москвы Денис Солодовников.

Сейчас москвичи могут подавать электронные заявки на 87 видов услуг через центры госуслуг «Мои Документы» и портал mos.ru. Ежедневно сотрудники Социального казначейства, семейных центров, Ресурсного центра для инвалидов обрабатывают порядка шести тысяч заявлений, а за месяц количество обращений достигает 180 тысяч.
«Поэтапный перевод услуг Соцказначейства в единую ведомственную информационную систему МИССО стартовал с начала 2024 года. Нам удалось полностью отказаться от бумажного документооборота. Для этого был проведен перенос большого объема данных. Далее мы начали перевод в систему наиболее социально значимых услуг. Это был самый большой объем работы, который нам удалось провести бесшовно. Уже сегодня реализованные изменения позволяют оказывать часть услуг в два раза быстрее. С момента перехода на работу в МИССО в системе обработано свыше 2,6 млн заявлений от москвичей», — поделился директор Социального казначейства Москвы Иван Александров.

Благополучие горожан обеспечит искусственный интеллект
В работе социальных учреждений Москвы уже сейчас применяются чат-боты и искусственный интеллект. Внедрение искусственного интеллекта помогает москвичам получать обратную связь по заявкам онлайн в момент поступления заявления в систему, а также позволяет в реальном времени отслеживать ход движения по исполнению заявления, делая процесс прозрачным для жителя.
«Вместе с экспертами Высшей школы экономики мы реализуем образовательную программу „Искусственный интеллект в социальной сфере“. Обучение помогает выявлять перспективные направления для применения ИИ в работе социальных учреждений, чтобы упростить рутинные процессы и создавать удобные сервисы для горожан. Эти знания формируют новое поколение лидеров цифровых изменений в социальной защите Москвы», — отметил директор Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Игорь Тимофеев.

Столица и регионы в диалоге
Совместная работа с регионами стала одной из центральных тем конференции. В течение двух дней участники знакомились с практическим применением искусственного интеллекта, чат-ботов и роботизированных систем в работе с населением.
«Работа по обновлению и модернизации процессов социальной поддержки возможна только при совместных усилиях всех участников системы — специалистов, руководителей и технических экспертов», — поделилась первый заместитель директора Цифрового центра социальной защиты Москвы Александра Осипова.

О своих достижениях в области цифровизации рассказали представители Приморского края. В этом году регион создал первый в России робот, который самостоятельно назначает меры социальной поддержки горожанам.
«Из-за высокой загруженности специалистов растет риск ошибок, которые влияют на сроки и качество предоставления мер поддержки. Наш робот действует быстро и точно по строго заданным алгоритмам, что особенно важно в системе социальной защиты, где от принятых решений зависит благополучие людей», — рассказал директор Центра социальной поддержки населения Приморского края Дмитрий Квитченко.

Пилотным направлением для внедрения робота стала поддержка многодетных семей. Робот автономно создает электронное дело благополучателя, запрашивает и проверяет необходимые данные, формирует заявку, принимает решение о назначении или отказе в социальной поддержке, а затем отправляет электронное дело на подпись специалистам. Робот уже успешно рассмотрел более 1500 электронных дел — в 93% из которых меры поддержки были назначены. В дальнейшем планируется применять робота для определения мер социальной поддержки ветеранам труда и детям войны Приморского края.
«Технологии, конечно, не заменят человека, но сделают его работу эффективнее. Цифровизация снижает нагрузку на сотрудников и освобождает их время для более сложной, адресной работы с людьми старшего возраста, жителями с особенностями здоровья и семьями, которым требуется комплексная поддержка. Кроме того, внедрение механизмов ИИ позволяет сократить количество рутинных операций, благодаря чему специалисты могут сосредоточиться на сложной экспертной оценке», — прокомментировал первый заместитель генерального директора АНО «Московский центр инновационных технологий в здравоохранении» Павел Пугачев.

Лучшие практики цифровой трансформации столицы постепенно будут внедряться по всей стране. Уже сегодня благодаря плотным цифровым связям с региональными органами исполнительной власти РФ оказание услуг по санаторно-курортному лечению стало практически бесшовным, а взаимодействие с Федеральным медико-биологическим агентством позволило беззаявительно назначать меры поддержки почетным донорам. Особое внимание уделяется индивидуальной программе реабилитации и абилитации. Специалисты заранее получают данные о потребностях жителей с особенностями здоровья, что сокращает сроки принятия решений о предоставлении технических средств реабилитации вдвое.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы