Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Здоровые эмоции: как психологи помогают в московских больницах

23 января 2025 года

Здоровые эмоции: как психологи помогают в московских больницах

Госпитализация, даже плановая, может сопровождаться стрессом. Человек оказывается в непривычной для себя ситуации, переживает о своём здоровье и ходе лечения. Специалист Московской службы психологической помощи населению Елизавета Шашурина рассказала, как команда проекта «Социальная служба в больницах» поддерживает пациентов на пути к выздоровлению.

Зачастую госпитализация требует отменить множество планов, перестроить привычный график на время пребывания в больнице. В случае экстренной госпитализации сам факт вызова бригады скорой медицинской помощи и необходимость провести в больничной палате даже несколько часов, могут вызвать неприятные эмоции и переживания.

Помимо медицинской помощи во время лечения пациенты городских клинических больниц общего типа могут получить и психологическую поддержку, чтобы настроиться на выздоровление. Для этого в команде проекта «Социальная служба в больницах» работают профессиональные психологи.

«Наша главная задача — облегчить для человека переживания, связанные с пребыванием в больнице, помочь настроиться на лечение. Мы также работаем и с родственниками пациентов, которые переживают о состоянии своих близких, находящихся в больнице. Хорошее настроение, нацеленность на результат, вера в скорое восстановление — всё это может значительно упростить и облегчить процесс выздоровления», — отметила Елизавета Шашурина.

Психолог в больнице работает в тесном взаимодействии с медицинским персоналом. Врачи приглашают психолога, когда замечают, что у пациента есть переживания по поводу самочувствия, предстоящих медицинских процедур, в том числе оперативного вмешательства.

«Конечно, основные вопросы, с которыми мы работаем, так или иначе связаны с лечением. Многие пациенты переживают из-за прохождения диагностических процедур. Кто-то нервничает, если процесс лечения затягивается. Многие испытывают сильный стресс из-за предстоящих операций. Переживания и страхи иногда мешают нам объективно взглянуть на картину и понять, что все предлагаемые медицинские манипуляции идут только на благо», — уточнила специалист.

Пригласить психолога в палату может и социальный координатор, если видит, что пациент нуждается в поддержке профессионала. По словам психолога, иногда стресс пациента связан не столько с нахождением в больнице, сколько с переживаниями о том, что осталось за пределами учреждения — дом, семья, работа, домашние питомцы и другое.

Процесс психологической помощи всегда начинается с разговора. Специалист пытается выяснить, что именно послужило причиной плохого психоэмоционального состояния пациента и чем ему можно помочь. Елизавета уточнила, что специалисту важно помочь человеку выразить беспокоящие его эмоции и, прожив их, успокоиться и настроиться на выздоровление.

Помимо простого консультирования, психологи в больницах помогают пациентам освоить техники самопомощи в стрессовых ситуациях. Например, в случае повышенной тревоги, простым и доступным способом являются дыхательные релаксационные техники, которые позволяют пациенту почувствовать себя спокойнее за достаточно небольшой промежуток времени.

«В инструментарии любого психолога есть немалое количество техник, которым можно обучить человека здесь и сейчас. Дыхательные упражнения, методика переключения эмоций, практика заземления — это простые и полезные навыки, которые помогают пациентам регулировать своё психоэмоциональное состояние во время наибольшего стресса» отметила Елизавета Шашурина.

Иногда психолог совместно с пациентом составляет полноценный план самопомощи: что именно дополнительно спросить у лечащего врача, можно ли позвонить в поликлинику и уточнить ряд вопросов для амбулаторного наблюдения, может ли помочь кто-то из родных и близких и как именно, что можно сделать, чтобы из-за болезни образ жизни не претерпевал слишком сильные изменения и так далее. Составление такого плана помогает справиться с ситуацией неопределённости, которую нередко создаёт заболевание, а особенно, когда требуется срочная медицинская помощь.

В отдельных случаях, если это необходимо пациенту, психолог может сопровождать его во время медицинских процедур, при общении с врачом или родственниками.

«Переживания пациентов могут существенно повлиять на процесс выздоровления, поэтому мы стараемся сделать так, чтобы во время лечения они находились в позитивном расположении духа и хорошем настроении», — подытожила психолог.

Социальные координаторы и психологи работают во всех городских клинических больницах общего профиля для детей и взрослых. Служба в больницах взяла на себя существенную часть социальных вопросов, которые раньше решали медицинские работники. Пока врачи оказывают медицинскую помощь, социальные координаторы помогают получить адресную помощь всем пациентам, которым необходима особая поддержка.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме