Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Искренняя забота о людях: Евгений Стружак — о работе соцработника и о том, какие задачи стоят перед соцслужбой

8 июня 2024 года

Искренняя забота о людях: Евгений Стружак — о работе соцработника и о том, какие задачи стоят перед соцслужбой

8 июня в России отмечается День социального работника. Именно сотрудники социальной сферы приходят на помощь москвичам в самых сложных ситуациях и проявляют искреннюю заботу. О том, как меняется профессия соцработника и какие задачи сегодня стоят перед этой службой, «Вечерней Москве» рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Евгений Стружак.

Евгений Петрович, социальная сфера Москвы за последние годы стремительно менялась. Какие главные изменения, на ваш взгляд, произошли?

— Самым важным является изменение подхода к оказанию социальной помощи. Она перестала носить исключительно заявительный характер. Мы применяем проактивный подход — приходим к человеку и сами предлагаем помощь.

Современная социальная защита подвижна, она создана для человека и должна чутко реагировать на запросы общества. Сегодня социальную помощь столицы можно назвать полноценной экосистемой, внутри которой многомиллионное население чувствует поддержку и заботу.

И эта поддержка охватывает практически все сферы жизни человека: трудоустройство, сопровождение в больницах, поддержку родителей и ребят с особенностями здоровья, помощь психологов и медиаторов, социальных работников и специалистов по реабилитации, предоставление возможностей для активной и насыщенной жизни старшему поколению, поддержка участников СВО и их семей и многое другое. Сегодня каждый третий москвич получает социальную поддержку.

Если раньше соцработник исполнял функции курьера, то сегодня перед этими сотрудниками совсем иные задачи. Какие именно? Кто такой сегодня современный социальный работник?

— Современные технологии и цифровизация пришли на помощь социальному работнику и избавили его от таких рутинных процессов, как покупка и доставка продуктов и товаров первой необходимости, заполнение бумажных отчетов. Раньше на это уходила внушительная часть рабочего дня. Сегодня наши сотрудники пользуются специальным мобильным приложением, которое избавляет их от бумажной работы и позволяет проводить до 80 процентов рабочего времени в общении со своими подопечными. Благодаря этому наши социальные работники глубоко погружены в каждую человеческую историю и порой находят решения даже в самых нестандартных ситуациях. Не может не радовать тренд, который мы замечаем в последнее время: все больше молодежи сознательно выбирают помощь другим людям как свою профессиональную траекторию и готовы посвятить этому свою жизнь.

Повторюсь, социальный работник в наши дни — это специалист с профильным образованием, который умеет оказать помощь правильно , квалифицированно и своевременно, при этом проявляя эмпатию. В этом отношении помогающая профессия — одна из самых сложных: необходимо находить правильный баланс между эмоциями и рабочими взаимоотношениями.

Расскажите, как изменились подходы в трудоустройстве горожан с 2019 года?

— В центре всех городских сервисов мегаполиса — человекоцентричный подход. Мы слышим и анализируем запросы москвичей — не только непосредственно при получении наших услуг, но и в жизни. Учитываем разные обстоятельства, с которыми сталкиваются горожане. Безусловно, это касается и развития карьеры. Для нас соискатель — это не просто клиент и тем более не получатель услуги, а активный игрок московской экономики. Нам важно, чтобы он был востребован работодателями, смог с нашей помощью получить и развить необходимые компетенции, получил возможности переобучиться и выбрать подходящую именно ему вакансию и, как результат, — нашел свое призвание и дело жизни.

Мы видим, как меняется рынок труда и быстро реагируем, предоставляя москвичам то, что отвечает трендам и запросам рынка. В последнее время люди крайне остро чувствуют необходимость в развитии, многие готовы кардинально менять свою профессиональную сферу, но зачастую не все понимают, куда двигаться, как подступиться к новому, порой совершенно незнакомому направлению. Для этого в декабре 2023 года мэром Москвы открыт кадровый центр «Профессии будущего». Новый центр решает проблемы дефицита кадров, адаптации к новым компетенциям и вовлечения москвичей в экономику города. Здесь каждый желающий может пройти быстрое обучение на площадках работодателей по одной из 75 коротких программ продолжительностью до 3,5 месяца и получить востребованную на рынке профессию.

Помогаем определиться с выбором и подросткам. У нас есть программа комплексной профориентации для девятиклассников, которая дает понимание, в какой сфере они видят себя в будущем. С помощью технологий VR ребята могут буквально «примерить» на себя различные профессии. На площадке центра «Профессии будущего» работают представители колледжей, которые рассказывают о возможностях системы среднего профессионального образования, работодателях и помогают ребятам сделать осознанный выбор своего образовательного пути. Профтестирование прошли уже более 53 тысяч девятиклассников. Свыше 65 процентов из них определились с будущей специальностью и планируют летом поступать в колледж.

Стоит отметить и наши программы, помогающие найти работу женщинам с детьми, молодым людям, москвичам старшего возраста, горожанам с ограниченными возможностями здоровья. Для них созданы кастомизированные программы трудоустройства «Мама работает», «Прокачай карьеру», «5.0», «Доступная работа».

По сути, в настоящее время меняется подход к трудоустройству. Сегодня город предлагает любому москвичу и жителям других регионов развить свой кадровый потенциал и встроиться в масштабный столичный рынок труда. Для этого Москва создает современную образовательную инфраструктуру для взрослых и школьников по широкому спектру программ обучения, и эта работа будет продолжена.

Совсем недавно отмечался и День защиты детей. Какую социальную помощь Москва оказывает детям и семьям? Изменились ли как-то подходы в этом направлении социальной работы?

— В Москве живет 2,3 миллиона детей разного возраста. Семья — одно из самых главных слов в жизни любого человека, и очень важное направление нашей работы. центр «Профессии будущего». Новый центр решает проблемы дефицита кадров, адаптации к новым компетенциям и вовлечения москвичей в экономику города. Здесь каждый желающий может пройти быстрое обучение на площадках работодателей по одной из 75 коротких программ продолжительностью до 3,5 месяца и получить востребованную на рынке профессию. Помогаем определиться с выбором и подросткам. У нас есть программа комплексной профориентации для девятиклассников, которая дает понимание, в какой сфере они видят себя в будущем. С помощью технологий VR ребята могут буквально «примерить» на себя различные профессии. На площадке центра «Профессии будущего» работают представители колледжей, которые рассказывают о возможностях системы среднего профессионального образования, работодателях и помогают ребятам сделать осознанный выбор своего образовательного пути. Профтестирование прошли уже более 53 тысяч девятиклассников. Свыше 65 процентов из них определились с будущей специальностью и планируют летом поступать в колледж.

Забота города о детях и семьях начинается уже с рождения. Для каждого рожденного в столице малыша приготовлена подарочная коробка «Наше сокровище», которая состоит из самых необходимых в первые месяцы жизни вещей. Особенно полезным она оказывается для тех, кто стал родителями впервые.

В Москве создана сеть учреждений для поддержки родителей и детей. Открыты 16 семейных центров с филиалами в разных районах города. И с какой бы ситуацией ни столкнулась семья, на помощь всегда придут профессионалы: психологи, медиаторы, юристы, специалисты по социальной работе. Для детей в возрасте от 12 до 17 лет работают подростковые клубы, куда могут прийти все желающие: те, кто хочет найти новых друзей, или те, кому необходима помощь для налаживания отношений с родителями или сверстниками. Ребята учатся играть на гитаре, участвуют в театральных студиях, снимают видеоролики для соцсетей и находят множество интересных для себя занятий. Дети с особыми потребностями без отрыва от реабилитации обучаются по школьной программе в специализированных реабилитационно-образовательных центрах, а для малышей с особенностями развития работает Служба ранней помощи.

Сейчас в столице открыты 34 школы приемных родителей. В них будущие мамы и папы готовятся осознанно принять в свою семью ребенка, проходят различные тренинги, консультации и групповые занятия. Поддержку школ они получают не только на этапе обучения, но и после выпуска. Такой комплексный подход помог нам за десять лет вчетверо сократить количество ребят, проживающих в центрах для детейсирот.

Услуги опеки получить стало удобнее и быстрее. Специалисты ориентированы прежде всего на нужды детей и родителей, чутко относятся к решению семейных проблем. Стремятся сделать все, чтобы люди видели в них прежде всего помощников, которые готовы приложить максимум усилий для нормализации ситуации в семье.

Какие еще проекты развивает департамент? Ведь есть масса новых инициатив, которые толь ко приживаются.

— Ежедневно мы наблюдаем, как меняется жизнь вокруг нас — ковидные годы, специальная военная операция, уход иностранных компаний с рынка, пик безработицы, потом почти нулевая безработица и новые вызовы на рынке труда, повсеместное внедрение технологий искусственного интеллекта. Со всем этим нам нужно научиться работать и действовать на опережение, предвосхищать, смотреть в будущее. При этом изменения — это всегда возможности, а их нельзя упускать.

Москва — город с уникальной энергетикой, который многие столетия динамично развивался и будет развиваться абсолютно по всем направлениям. Это и транспорт, и строительство, и промышленность, и, конечно, социальная отрасль. При этом в центре внимания всегда, безусловно, житель, человек. В нашем городе всегда была и будет высочайшая культура поддержки и социальной защиты населения. Разумеется, наша служба совершенствуется и меняется вместе с городом и потребностями людей. Сохраняя традиционные формы, мы развиваем и принципиально новые проекты, которые помогают людям в самых разных ситуациях. Пример тому — социальная служба в больницах. Пациентам при госпитализации и после выписки, помимо лечения, часто требуется немедицинская помощь. Связь с родственниками, восстановление документов, сопровождение после выписки... В московских больницах в таких случаях приходят на помощь социальные координаторы. Это сотрудники соцзащиты, которые взяли на себя решение важных немедицинских вопросов и психологическую поддержку. Еще один «молодой», но при этом эффективный межведомственный проект — психологическое сопровождение пациентов с онкозаболеваниями и их родственников.

Очень важно в момент постановки диагноза и на всех этапах лечения поддерживать человека и его близких, проговаривать страхи, снимать тревогу, помогать ориентироваться в новых обстоятельствах. Пациенты могут обратиться к профессиональному онкопсихологу сразу после приема у врача. Важнейшее и одно из приоритетных направлений нашей работы — помощь участникам СВО и членам их семей. Когда мы первыми в стране создавали Единый центр поддержки, руководствовались такими принципами: окружить заботой и вниманием семьи, пока сыновья, братья, отцы находятся на передовой, и сделать все возможное для скорейшего возвращения бойцов к мирной жизни после окончания службы. В Едином центре можно получить все госуслуги, консультации и помощь юристов, направление на самую технологичную медицинскую помощь в городе, на лучшие программы реабилитации и психологической поддержки, найти работу. Во втором корпусе центра наши бойцы занимаются спортом, встречаются с другими военнослужащими.

Мы на постоянной основе встречаемся с участниками в центре, я сам пытаюсь понять проблемы и запросы, услышать информацию из первых уст. Это позволяет нам моментально включаться, где-то помочь индивидуально, какие-то решения принять на системном уровне. Безусловно, впереди еще много работы, и мы будем совершенствовать оказание услуг и предоставление самых передовых сервисов. Для нас выпала большая честь в эти трудные для страны моменты быть вместе и плечом к плечу помогать бойцам и их семьям.

Каким вы видите будущее социальной службы Москвы? Что еще предстоит улучшить, чтобы жители чувствовали максимальную заботу города?

— Новые современные технологии и цифровые сервисы будут продолжать интегрироваться во все рабочие процессы. Тем не менее полная автоматизация в сфере соцзащиты невозможна, поскольку ни один робот или искусственный интеллект не заменит человеческого отношения, поддержки и эмпатии. Только человек может дать другому человеку необходимое тепло, участие и заботу, которые не менее важны, чем предоставление конкретных услуг.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме