27 апреля 2024 года
Повышение финансовой грамотности, освоение новых технологий, развитие навыков коммуникации и просто полезное общение москвичей старшего возраста обсудили на проектно-аналитической сессии «Педагогические технологии и практики обучения взрослых „серебряного“ возраста».
Сессия стала частью программы VII Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте будущего: педагогические технологии и практики обучения взрослых». Организаторами выступили представители Московского городского педагогического университета, на базе которого открыты «Серебряный университет» и Институт долголетия проекта «Московское долголетие».
Спикеры — лидеры клубов центров московского долголетия, преподаватели проекта «Московское долголетие», а также представители ведущих образовательных и научных учреждений — поделились опытом и обозначили ключевые моменты в обучении старшего поколения.
С приветственным словом к аудитории обратились директор института непрерывного образования Московского городского педагогического университета Марина Шалашова и заместитель директора ГБУ «Московское долголетие» Анна Скорик.
Марина Шалашова обратила внимание на инновационный формат дискуссии и широкий круг ее участников. По ее мнению, мероприятие может внести весомый вклад в решение амбициозной задачи — осмысления и создания «серебряной дидактики», что позволит вывести образование для людей старшего возраста на качественно новый уровень и тиражировать полученный опыт в другие регионы и страны.
Анна Скорик поделилась актуальными данными о ключевых демографических трендах современности и их влиянии на формирование культуры долголетия и образовательную среду. Она подчеркнула, что в соответствии с результатами исследований, доля людей старшего возраста в составе населения неуклонно возрастает, и долголетие постепенно переходит в категорию «массового», а не эксклюзивного явления. Происходит «инфляция возраста»: сегодня качество жизни и состояние здоровья людей в возрасте 70-80 лет выше, чем у представителей предшествующих поколений. По словам спикера, эти тенденции ставят перед обществом, государством и каждым человеком значимые вопросы, в числе которых — как, чему и с какой целью обучать старшее поколение. Содействовать поиску ответов на эти вопросы призван Институт долголетия, объединяющий научных деятелей и экспертов из разных областей знания.
Екатерина Приходько, проректор по практике Московского института психоанализа в своем выступлении рассказала о взаимосвязи саморазвития, самореализации и психологического благополучия людей старшего возраста. Она подчеркнула, что образовательный процесс для людей старшего поколения не только способствует получению новых знаний и навыков, но и несет важное психотерапевтическое значение, создавая условия для осмысления и передачи человеком своего жизненного опыта, а также противодействия стрессогенным факторам.
Елена Алексейчева, профессор департамента философии и социальных наук Института гуманитарных наук МГПУ, представила презентацию, посвященную проблематике формирования предпринимательской грамотности людей старшего возраста. Она отметила значимость возможности для старшего поколения вносить вклад в развитие общества как за счет знаний и навыков, так и посредством практической деятельности. Спикер подчеркнула, что задача повышения финансовой грамотности старшего поколения актуальна не только с точки зрения защиты от мошеннических действий, но и как основа для трансформации будущего — через разработку бизнес-идей, создание возможностей для дополнительного заработка и другие инициативы.
Наталья Каплий, руководитель проекта «Университет Долголетия» Московского финансово-промышленного университета «Синергия», представила свое видение мотивации старшего поколения для получения дополнительного образования и роли обучения в их жизни. Спикер отметила, что образование является для старшего поколения инструментом преодоления возможных ограничений, в том числе через знакомство с новыми технологиями, освоение востребованной профессии, участие в деятельности сообществ. Важнейший запрос человека старшего поколения — оставаться активным, самостоятельным и плодотворным членом общества, помогать себе и своим близким путем расширения знаний и навыков.
Юлия Донскова, заместитель директора института лингвистики Сеченовского университета, рассказала о значимости креативности как технологии и методики в обучении старшего поколения, включая речевые и коммуникативные практики. Спикер поделилась опытом использования креативных практик в образовательном процессе, отметив, что люди старшего возраста нисколько не уступают молодому поколению с точки зрения креативных способностей.
Подводя итог встречи, Анна Скорик поблагодарила участников и отметила, что мероприятия подобного формата позволяют инициировать диалог на стыке различных дисциплин, выявить актуальные вопросы и найти на них ответы в рамках совместной дискуссии с участием исследователей и практиков.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы