8 апреля 2024 года
Для ребенка мир за пределами его дома — это целая неизведанная вселенная, с которой еще только предстоит познакомиться. Но как организовать прогулки, чтобы время прошло полезно и при этом комфортно для всей семьи? Специалисты столичной соцзащиты делятся рекомендациями.
Взрослые и дети воспринимают прогулки по-разному. Если родители осознают пользу свежего воздуха и готовы просто ходить по дорожкам в парке, то ребенку интересно активно двигаться, куда-то бежать, играть на детской площадке. Таким образом, они познают мир, в котором живут.
Чтобы сделать прогулку еще полезнее, помочь детям расширить кругозор, развить воображение, внимание и другие навыки, родителям важно быть активными участниками игр, а не только наблюдателями.
Во время прогулок с детьми младшего и среднего возраста можно устраивать речевые игры, например, «города» или «сказки наоборот». Если собирается компания более взрослых ребят, стоит поупражняться в ассоциациях. Например, организовать «Крокодила», когда участникам необходимо будет назвать загаданное слово только при помощи мимики и жестов. Такие активности будут интересны и родителям, и детям.
«Прежде всего, прислушивайтесь к потребностям вашего ребенка и следуйте за его выбором. Замечайте, что нравится и интересует. После игр обязательно обсуждайте впечатления: что показалось непростым, что удивило. Это отличный способ узнать и понять сына или дочь, наладить с ними крепкую эмоциональную связь», — отмечает Наталья Умникова, психолог семейного центра «Семья».
Прогулки важны для каждого ребенка. Они формируют опыт, развивают эмпатию и учат общаться.
Полезно проводить время на улице детям с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-логопед особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Елена Никитина отмечает, что при прогулке с особым ребенком не может быть мелочей. Маршрут, вещи, предметы — нужно заранее продумать все, чтобы выход из дома прошел удачно.
- Подумайте об одежде. Ещё при подготовке проследите, как ребёнок реагирует на тот или иной предмет гардероба. Часто у особых детей отмечается повышенная чувствительность к материалу и цвету, поэтому яркое пальто или шуршащая куртка может спровоцировать дискомфорт и беспокойство на прогулке.
- Учитывайте особенности восприятия. Если ребенку сложно находиться в компании большого количества детей, то массовые уличные мероприятия или праздники лучше посещать как можно реже или проводить там ограниченное время. Это позволит избежать эмоциональной перегрузки.
- Подумайте, как ребенок переносит дорогу. Многие особые дети любят ездить на разных видах транспорта, но у них могут быть свои привычки, например, сидеть только у окна. По объективным причинам это не всегда возможно выполнить. В таких случаях, чтобы избежать нежелательного поведения, лучше взять с собой что-то из любимых предметов сына или дочери для переключения внимания.
- Расскажите, что ждет ребенка. При планировании прогулки можно использовать её визуальный план: картинки, фотографии или выложить в ряд карточки: «дом — транспорт — площадка — мороженое — транспорт — дом». При прохождении определенного этапа предложите ребёнку убрать из ряда соответствующую карточку. Так он будет видеть, что его ждёт дальше, чувствовать, что может сам контролировать процесс, и знать, что в итоге обязательно вернется домой.
- Не забывайте хвалить. Важно поощрять ребенка после каждой успешной прогулки или того этапа, который даётся сложнее всего.
«Ребенок всегда остается ребенком! Очень важно, чтобы родители поддерживали в нем желание узнавать новое. Играйте, познавайте, участвуйте в активностях и веселитесь вместе!», — рекомендует Елена Никитина.
Когда родитель полностью включён в совместную с ребенком деятельность, это помогает создать теплую и доверительную атмосферу, укрепляет отношения. Между тем, важный для родителей навык, который можно и нужно развивать — это умение проживать искреннюю радость от возможности быть вместе. На групповых занятиях в столичных семейных центрах мамы и папы учатся с пользой проводить время с детьми. Узнать больше о деятельности центров можно на портале «Мой семейный центр». Для записи перейдите на интерактивную карту, выберите удобное учреждение и воспользуйтесь сервисом «Записаться на прием».
Справочно
Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми: 18 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы