29 февраля 2024 года
Под конец февраля у многих школьников и их родителей уже недостаточно энергии и сил активно заниматься учебой. Хочется мечтать о весне, тепле и отдыхе. Между тем впереди пора контрольных и экзаменов. Психолог семейного центра «Отрадное» Дания Алимова рассказывает, как замотивировать детей и помочь им настроиться на занятия.
Ваш ребенок напоминает колючего ёжика, а домашние задания выполняет с большой неохотой? Уборка в комнате становится для него непосильной задачей, и даже каникулы его не радуют? Возможно, у него так проявляется «синдром третьей четверти» — период спада трудоспособности.
Сложности с успеваемостью в школе, снижение внимания, раздражительность могут быть вызваны разными причинами. Это накопившаяся усталость, нехватка солнечного света, эмоциональное напряжение и переживания из-за итоговых проверочных работ.
Как поступить родителям в такой ситуации? Главное — соблюдайте спокойствие. Психолог семейного дает рекомендации мамам и папам:
- Окружите заботой и поддержкой. Важно хвалить ребенка, говорить ему теплые слова, почаще обнимать. Ни в коем случае не обвиняйте его в плохом самочувствии и низкой успеваемости. Школьнику достаточно простых вещей: чтобы родители их выслушивали, не критиковали, не оценивали. Доброжелательное отношение — это большая поддержка.
- Пересмотрите его режим дня. Обязательны достаточный сон, физическая активность и прогулки. Возможно, стоит ненадолго сделать паузу в дополнительных занятиях или кружках. При выполнении домашнего задания можно использовать метод «помидора» (Pomodoro): 30-минутный отрезок делится на 25 «рабочих» минут и 5 «отдыхающих», а через каждые четыре повтора — получасовой перерыв. И непременно в течение дня выделить немного времени для «ничегонеделания» — только для отдыха.
- Обратите внимание на здоровье школьника. Питание должно быть регулярным, сбалансированным и отвечающим потребностям ребенка: рост, развитие, нагрузки. Если нет противопоказаний, в этот период можно меньше ограничивать ребенка в сладком — это поставщик углеводов интенсивно работающему мозгу, а шоколад помогает снизить стресс.
- Поменяйте обстановку. Внесите приятные изменения в рутинный «день сурка». Организуйте перестановку с ребенком в его комнате. Обязательно учитывайте его мнение, как сделать пространство более уютным, удобным. Обновите гардероб, предложите другую стрижку, поэкспериментируйте со стилем. Приобрести парочку новых карандашей, красивых тетрадей с мотиваторами и точилок будет отличной идеей. А еще, запланируйте семейный поход в кино, пиццерию, аквапарк, совместный летний отдых и просто помечтайте вместе. Такое времяпрепровождение «прокачивает» доверие и связь между детьми и родителями.
- Будьте реалистами. Если школьнику предстоит сдать экзамен или непростую проверочную работу, завышенные ожидания родителей могут негативно сказаться на его уверенности. Помните, что идеальных результатов не существует, главное — сделать все возможное, чтобы ребёнок показал свои знания.
- Помогите ребенку планировать, распределять темы подготовки. Пусть подросток регулярно выполняет тренировочные тесты, чтобы привыкнуть к формату экзамена и повысить свою уверенность. Если он что-то не понимает в материале предмета, то сосредоточьтесь на улучшении навыков в этих темах, следуя советам учителей. Воспринимайте экзамен как возможность измерить знания и навыки, а не как судьбоносное событие. Поверьте в своего ребенка и помогите ему поверить в себя.
С мнением коллеги солидарна профессор Института дополнительного профессионального образования, доктор педагогических наук Лариса Сикорская. Эксперт отметила, астеническому синдрому или, в обыденном понимании, весенней усталости, подвержены чаще дети старше 10 лет и студенты.
«Весна — тревожный период еще и потому, что впереди многих учеников ждут экзамены. Поведение родителей играет большую роль в мотивации ребенка успешно пройти испытания. Важно укротить свое честолюбие в отношении оценок своего ребенка. Также необходимо избегать запугивания, это ведет к чрезмерному напряжению и совсем не мотивирует к обучению. Требование исключительно отличных оценок формирует болезненный перфекционизм, школьник не принимает оценки кроме лучшей. Получая „четверку“ он воспринимает ситуацию негативно, боится признаться себе и окружающим, что его знания не идеальны, становится скрытным и замкнутым. Постарайтесь в непростое время общей усталости избегать конфликтов, сохранять благоприятный психологический климат в семье», — рассказала Лариса Сикорская.
И последний совет — позаботьтесь о себе. Мамы и папы тоже испытывают напряжение в течение всего года, а особенно под его конец. Продемонстрируйте ребенку свой метод контроля над утомлением и усталостью. Постарайтесь установить равновесие между работой и отдыхом, на своем примере покажите, как соблюдать баланс.
«Пускай школа в детской памяти останется островком познания, спокойствия и благополучия. Для этого ребенку нужны рядом понимающие родители, которые всегда будут на его стороне. Будьте рядом на всех этапах, не навязывайте свою помощь, но будьте готовы в любой момент ее оказать. Зная, что мама и папа поддерживают и верят в них, дети легче справляются со всеми вызовами и трудностями», — заключает Дания Алимова.
При возникновении трудностей родители могут обратиться в семейные центры Москвы. Специалисты ежедневно проводят тематические тренинги и мастер-классы как для детей, так и для родителей. Подробная информация о занятиях расположена на портале «Мой семейный центр». Для записи перейдите на интерактивную карту, выберите удобное учреждение и воспользуйтесь сервисом «Записаться на прием».
Справочно
Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми: 18 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Поддержка семей с детьми оказывается в рамках нацпроекта «Демография»
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы