Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психологи семейных центров помогают настроить детей на учебу

29 февраля 2024 года

Психологи семейных центров помогают настроить детей на учебу

Под конец февраля у многих школьников и их родителей уже недостаточно энергии и сил активно заниматься учебой. Хочется мечтать о весне, тепле и отдыхе. Между тем впереди пора контрольных и экзаменов. Психолог семейного центра «Отрадное» Дания Алимова рассказывает, как замотивировать детей и помочь им настроиться на занятия.

Ваш ребенок напоминает колючего ёжика, а домашние задания выполняет с большой неохотой? Уборка в комнате становится для него непосильной задачей, и даже каникулы его не радуют? Возможно, у него так проявляется «синдром третьей четверти» — период спада трудоспособности.

Сложности с успеваемостью в школе, снижение внимания, раздражительность могут быть вызваны разными причинами. Это накопившаяся усталость, нехватка солнечного света, эмоциональное напряжение и переживания из-за итоговых проверочных работ.

Как поступить родителям в такой ситуации? Главное — соблюдайте спокойствие. Психолог семейного дает рекомендации мамам и папам:

  • Окружите заботой и поддержкой. Важно хвалить ребенка, говорить ему теплые слова, почаще обнимать. Ни в коем случае не обвиняйте его в плохом самочувствии и низкой успеваемости. Школьнику достаточно простых вещей: чтобы родители их выслушивали, не критиковали, не оценивали. Доброжелательное отношение — это большая поддержка.
  • Пересмотрите его режим дня. Обязательны достаточный сон, физическая активность и прогулки. Возможно, стоит ненадолго сделать паузу в дополнительных занятиях или кружках. При выполнении домашнего задания можно использовать метод «помидора» (Pomodoro): 30-минутный отрезок делится на 25 «рабочих» минут и 5 «отдыхающих», а через каждые четыре повтора — получасовой перерыв. И непременно в течение дня выделить немного времени для «ничегонеделания» — только для отдыха.
  • Обратите внимание на здоровье школьника. Питание должно быть регулярным, сбалансированным и отвечающим потребностям ребенка: рост, развитие, нагрузки. Если нет противопоказаний, в этот период можно меньше ограничивать ребенка в сладком — это поставщик углеводов интенсивно работающему мозгу, а шоколад помогает снизить стресс.
  • Поменяйте обстановку. Внесите приятные изменения в рутинный «день сурка». Организуйте перестановку с ребенком в его комнате. Обязательно учитывайте его мнение, как сделать пространство более уютным, удобным. Обновите гардероб, предложите другую стрижку, поэкспериментируйте со стилем. Приобрести парочку новых карандашей, красивых тетрадей с мотиваторами и точилок будет отличной идеей. А еще, запланируйте семейный поход в кино, пиццерию, аквапарк, совместный летний отдых и просто помечтайте вместе. Такое времяпрепровождение «прокачивает» доверие и связь между детьми и родителями.
  • Будьте реалистами. Если школьнику предстоит сдать экзамен или непростую проверочную работу, завышенные ожидания родителей могут негативно сказаться на его уверенности. Помните, что идеальных результатов не существует, главное  сделать все возможное, чтобы ребёнок показал свои знания.
  • Помогите ребенку планировать, распределять темы подготовки. Пусть подросток регулярно выполняет тренировочные тесты, чтобы привыкнуть к формату экзамена и повысить свою уверенность. Если он что-то не понимает в материале предмета, то сосредоточьтесь на улучшении навыков в этих темах, следуя советам учителей. Воспринимайте экзамен как возможность измерить знания и навыки, а не как судьбоносное событие. Поверьте в своего ребенка и помогите ему поверить в себя.

С мнением коллеги солидарна профессор Института дополнительного профессионального образования, доктор педагогических наук Лариса Сикорская. Эксперт отметила, астеническому синдрому или, в обыденном понимании, весенней усталости, подвержены чаще дети старше 10 лет и студенты.

«Весна — тревожный период еще и потому, что впереди многих учеников ждут экзамены. Поведение родителей играет большую роль в мотивации ребенка успешно пройти испытания. Важно укротить свое честолюбие в отношении оценок своего ребенка. Также необходимо избегать запугивания, это ведет к чрезмерному напряжению и совсем не мотивирует к обучению. Требование исключительно отличных оценок формирует болезненный перфекционизм, школьник не принимает оценки кроме лучшей. Получая „четверку“ он воспринимает ситуацию негативно, боится признаться себе и окружающим, что его знания не идеальны, становится скрытным и замкнутым. Постарайтесь в непростое время общей усталости избегать конфликтов, сохранять благоприятный психологический климат в семье»,  рассказала Лариса Сикорская.

И последний совет — позаботьтесь о себе. Мамы и папы тоже испытывают напряжение в течение всего года, а особенно под его конец. Продемонстрируйте ребенку свой метод контроля над утомлением и усталостью. Постарайтесь установить равновесие между работой и отдыхом, на своем примере покажите, как соблюдать баланс.

«Пускай школа в детской памяти останется островком познания, спокойствия и благополучия. Для этого ребенку нужны рядом понимающие родители, которые всегда будут на его стороне. Будьте рядом на всех этапах, не навязывайте свою помощь, но будьте готовы в любой момент ее оказать. Зная, что мама и папа поддерживают и верят в них, дети легче справляются со всеми вызовами и трудностями», — заключает Дания Алимова.

При возникновении трудностей родители могут обратиться в семейные центры Москвы. Специалисты ежедневно проводят тематические тренинги и мастер-классы как для детей, так и для родителей. Подробная информация о занятиях расположена на портале «Мой семейный центр». Для записи перейдите на интерактивную карту, выберите удобное учреждение и воспользуйтесь сервисом «Записаться на прием».

Справочно

Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми: 18 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.

Поддержка семей с детьми оказывается в рамках нацпроекта «Демография»

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме