1 декабря 2023 года
Ребёнок с особенностями развития может жить такой же жизнью, что и его сверстники. Посещать школу, секции дополнительного образования, иметь хобби, ходить в театр и музей, общаться с друзьями и мечтать. Если заботиться о всестороннем развитии ребёнка — всё возможно.
Полина уже несколько лет проходит реабилитацию в особом семейном центре «Дом Детей». Физиотерапия, массаж, занятия по адаптивной физкультуре, не остается без внимания и творчество. Девочка, как и все ребята центра, посещает секцию дополнительного образования.
«Выбор Полина сделала сама и он был небыстрый. Она попробовала себя в адаптивном спорте. Командные игры, в которых всё зависит не только от тебя, а от всей команды, заинтересовали ненадолго. Рисование оказалось слишком хлопотным делом: кисточку держать сложно, прямые линии на бумаге становились кривыми. Любимым делом стало создание объемных поделок из теплой глины. Поиск интересного хобби, а значит и поиск себя — это совершенно естественный процесс для любого ребёнка», — рассказывает педагог дополнительного образования Елена Павлова.
Девочка увлеклась занятиями «Волшебная глина», их она посещает уже год. У воспитанницы теперь целая коллекция маленьких тарелочек и чашечек для кукол, глиняных свистулек и фигурок забавных котов. Вопрос с подарком маме, папе и бабушке на праздники — дело уже решённое.
Председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал считает, что дополнительное образование дает возможность ребёнку раскрыть свои таланты. А ребёнку с инвалидностью позволяет повысить уровень социализации, найти друзей, получить новые знания.
«Во многих случаях дополнительные занятия — это не только удовольствие и реабилитация: развитие крупной и мелкой моторики, обучение новым навыкам взаимодействия и коммуникации. В некоторых случаях — это единственная возможность для ребенка найти увлечение по душе и возможностям», — уверена Юлия Камал.
В музей всей семьей
Помимо проведения дополнительных занятий специалисты особых семейных центров помогают воспитанникам подготовиться и к выходу в «большой мир».
Поход в галерею или на выставку с особым ребёнком давно не является чем-то новым и необычным. Все крупные музеи, как правило, имеют и доступную среду, и инклюзивные экскурсионные программы.
Аркадий и Елена воспитывают двоих детей: Зою и Матвея, имеющего особенности развития. На занятиях программы «Город и мы» семье помогли подготовиться к совместным походам в музеи. Родителей познакомили с методикой «социальная история»: с помощью специальных визуальных карточек мамы и папы теперь могут объяснить Матвею, как он должен вести себя в общественном месте и в транспорте.
«Сейчас особенность нашего мальчика — не препятствие для экскурсий. Мы уже несколько раз посетили Пушкинский музей, Третьяковскую галерею и музей-заповедник „Коломенское“. Матвею любопытно всё, никаких трудностей с ним не возникает», — рассказывает Елена.
Театр для всех
В этом году в особом семейном центре «Дом Детей» начал работать проект «Семейный театр». «Идея организовать просмотр детских спектаклей для всей семьи появилась у нас благодаря Галине, маме нашего воспитанника Федора. Интерактивные спектакли для ребят у нас проходят часто, репертуар отработан, есть прекрасная театральная труппа из дефектологов и воспитателей центра, оставалось только адаптировать спектакли для семейного просмотра», — рассказывает музыкальный руководитель Светлана Романова.
Семья Феди пришла на первый спектакль «Чебурашка и его друзья» в полном составе: мама, папа и младший брат Сергей. Это был первый опыт совместного выхода. В активностях, предусмотренных сюжетом, приняли участие все: дом для друзей был построен с помощью папы и маленького Серёжи, а мама и Фёдор помогли Шапокляк выучить правила дорожного движения.
«Это замечательный проект. Крылья растут после участия в таких событиях. А видеть и осознавать, что сын становится полноценным участником всех событий — большое счастье», — делится мама Галина.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы