1 сентября 2023 года
Мечта каждого родителя — чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием, своевременно и без посторонней помощи выполнял домашние задания и не терял интерес к учебе. Специалисты столичной соцзащиты уверены, что это вполне реально — нужно только правильно замотивировать школьника и создать ему условия для развития любознательности и тяги к знаниям.
В начале нового учебного года ребенку нужно время, чтобы вновь адаптироваться в школе и вернуть себе мотивацию учиться. Помочь в этом могут взрослые — родители, опекуны и воспитатели. Самый простой способ поддержать своего школьника — превратить подготовку к 1 сентября в увлекательный процесс и поощрять самостоятельность в вопросах, связанных с учебой.
«Выясните у ребенка, что ему нужно для комфортного обучения, купите новую канцелярию, которую он выберет сам, обновите пространство, где он делает уроки», — советует психолог семейного центра «Согласие» Мария Стрюцкова.
По ее словам, важно заранее проговорить с учеником план его самостоятельных дел. Не нужно делать за ребенка домашнее задание, собирать его рюкзак — помогать стоит только тогда, когда это действительно необходимо.
Психолог также рекомендует не настаивать на том, чтобы ребенок был одинаково успешен по всем дисциплинам. «Обсуждайте с детьми полученные в школе знания, рассуждайте, дискутируйте. Замечайте достижения ребят, а не их провалы. Дайте понять, что на вас можно рассчитывать в любой ситуации», — продолжает психолог.
Формировать мотивацию ребенка к учебе нужно с учетом его возраста. «Для самых младших детей можно подчеркнуть важность события, что они теперь школьники. Для детей постарше — преимущества, которые дает им школа, гордость за достижения. Подросткам можно помогать с профориентацией. Например, подсказывая, каким предметам уделять большее внимание, чтобы в дальнейшем продолжить образование», — говорит специалист Московской службы психологической помощи населению Екатерина Игонина.
В центрах содействия семейному воспитанию, чтобы настроить ребят на продуктивную учебу, применяют разные подходы. «Для детей младшего школьного возраста эффективным способом развития мотивации к учебе являются наглядность и игровая форма занятий, — объясняет психолог Центра имени Ю.В. Никулина Вера Перькова. — Например, ребенок куда охотнее и быстрее осваивает счет, когда считать нужно не что-то абстрактное, а вполне конкретное и понятное: фрукты, цветы, осенние листочки. Обучение становится для него понятным, а значит, закрепляется интерес к дальнейшему изучению школьных наук».
Игровые формы в организации учебного процесса используют и в Центре для детей-сирот «Полярная звезда». «Мы с ребятами учим таблицу умножения, используя пластилин. Лепим по отдельности каждую цифру. Так и запоминается лучше, и процесс становится интереснее. Когда занимаемся чтением, читаем по очереди или по ролям. Получается увлекательный спектакль, где каждый ребенок становится героем рассказа. Еще у нас есть традиция делать уроки за одним большим столом. Так ребята мотивируют друг друга и вместе тянутся к знаниям», — рассказывает социальный педагог Ольга Ратникова.
Жизнь современного ребенка трудно представить без гаджетов, поэтому своевременное обучение детей компьютерной грамотности — тоже в каком-то смысле залог правильной мотивации к учебе. «Наши ребята уже с первого класса начинают изучать базовые программы, которые затем будут использоваться в школе: учимся создавать презентации, обрабатывать фото и видео. Все эти навыки в дальнейшем облегчают учебный процесс», — делится педагог студии дополнительного образования «Мир компьютеров» Центра содействия семейному воспитанию «Вертикаль» Татьяна Тупикова.
В формировании здоровой мотивации немаловажную роль играет и психологическое состояние ученика. Важно, чтобы в школе ребенку было комфортно, а учеба не ассоциировалась со страхами и неприятностями. «Один из способов помочь ребенку пересмотреть свое негативное отношение к школе — дать почувствовать, что в своих переживаниях он не одинок. Можно рассказать о своих сложностях с обучением и о том, как их удалось преодолеть. Поделиться, какие уроки вам больше нравились в детстве», — советует психолог Центра «Алые паруса» Екатерина Синельщикова.
Особое внимание специалисты центров уделяют работе с учениками выпускных классов. «Учим их видеть свои сильные и проблемные зоны в обучении. Перед сдачей экзаменов вместе ищем успешные стратегии подготовки, чтобы помочь детям поверить в себя, поддержать интерес к знаниям и дисциплину», — делится опытом психолог Центра «Каховские ромашки» Александра Тофт.
На заметку
Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми: 18 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево». Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов. Все контакты и информацию об услугах можно найти на портале «Мой семейный центр». Там также можно оставить свое обращение в разделе онлайн-консультаций. Специалисты ответят в течение одного рабочего дня и проконсультируют.
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Бесплатную психологическую поддержку можно получить в Московской службе психологической помощи. Единый справочный телефон: 8(499)173-09-09. Круглосуточно доступен телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и 8(495)051 (для мобильного). Работает чат психологической поддержки и форум.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы