Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах помогают семьям пройти этапы взросления ребенка

14 июня 2023 года

В особых семейных центрах помогают семьям пройти этапы взросления ребенка

Подростковый возраст — непростой период как для самих ребят, так и для их родителей. А для юношей и девушек с ментальными нарушениями может стать серьезным испытанием. В особых семейных центрах помогают семьям максимально комфортно пройти этап взросления ребенка.

В особый семейный центр имени Г.И. Россолимо обратилась мама четырнадцатилетнего Николая, имеющего расстройство аутистического спектра. По ее словам, мальчик стал «неуправляемым», болезненно реагировал на помощь взрослых, которую раньше спокойно принимал, вел себя непредсказуемо.

Вместе с педагогом-психологом семья проанализировала, как проходит день подростка. Оказалось, что дома Николай делает все только с помощью взрослых, которые принимают за мальчика решения. Специалист предложил маме дать возможность Коле самому планировать день: выбирать, что будет есть на завтрак, какие брюки и рубашку наденет, что положит в рюкзак.

Спустя несколько недель родители заметили, что юноша стал более сосредоточенным и сдержанным, появилось чувство ответственности за свой внешний вид. В магазине с интересом выбирал продукты, из которых потом старался сам приготовить перекус.

«Родителям важно понять, что подростки стремятся быть самостоятельными, и это никоим образом не связано с особенностями здоровья. Это период взросления и становления личности. Любая гиперопека, навязчивые советы и напоминания могут усугубить ситуацию. Стоит начать аккуратно отпускать ребенка, давать больше свободы и право выбора. Дети с расстройством аутистического спектра — не исключение. Но нужно учитывать, что при любой положительной динамике у таких ребят зачастую сохраняется повышенная тревожность. Родители всегда должны быть рядом», — поясняет педагог-психолог Елена Зиборева.

Безусловно, период взросления для ребенка с расстройством аутистического спектра проходит сложнее. Одна из причин — нарушение исполнительной функции. Что для нейротипичного подростка привычная рутина, то для подростка с РАС — ежедневный труд. Стремясь к самостоятельности, пытается понять, запомнить и повторить многие цепочки действий: встать — заправить кровать — почистить зубы и умыться — позавтракать — одеться. Чтобы помочь, нужно как можно раньше начать развивать навыки планирования и организации, когнитивной гибкости.

Родители обсуждали с Николаем, что приготовить на ужин, какие продукты для этого нужны. Обнаружив, что в магазине их нет, вместе решали, чем заменить или продолжить поиск в другом месте.

Неоднократное повторение подобных действий помогает подростку запомнить и проанализировать информацию. «В период взросления для подростка с расстройством аутистического спектра немалое значение имеет социализация. Чем она успешнее в детстве, тем легче ребенку развиваться потом», — говорит специалист.

В работе педагог-психолог применяет разные инструменты. При помощи «Досок Сегена» формируются представления о формах и цветах, окружающем мире, обогащается словарный запас, ребенок становится усидчивее и любознательнее. «Кубики Кооса» тренируют пространственное мышление, воображение, чувство симметрии и умение добиваться результата. Для развития внимания, памяти и фантазии ребенка специалисты используют «Набор Пертра».

Для подростков также важны стабильный эмоциональный фон и ровное настроение. Поэтому на каждом занятии педагог-психолог использует музыкотерапию, которая помогает успокоить или, наоборот, активизировать, заинтересовать, позволяет развивать коммуникативные возможности и наладить общение между ребенком и взрослым.

Справочно

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме