22 мая 2023 года
Родители рассказывают детям легенды и мифы с незапамятных времен. Истории о приключениях волшебных героев учат ребенка различать добро и зло, передают опыт поколений. Учитель-дефектолог особого семейного центра «Формула роста» Алтышева Эльнара объяснила, как сказки становятся методом реабилитации ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Сказкотерапия — не просто чтение вслух известных произведений. Специалисты особого семейного центра «Формула роста» превращают процесс в яркое событие: используют собственноручно изготовленные игрушки, сочиняют истории, создают небольшие декорации.
«Такой подход помогает найти общий язык с ребенком, наладить коммуникацию и создать комфортную среду для общения. Сейчас уже начали формироваться отдельные направления для более эффективной коррекции и обучения новым полезным навыкам», — рассказывает специалист особого семейного центра «Формула роста» Эльнара Алтышева.
Методика помогла воспитаннику центра Никите. Раньше мальчик не шел на контакт с ровесниками, избегал прикосновений. Его мама была совершенно растеряна, не знала, как помочь сыну. Во время работы с семьей выяснилось, что мальчику очень нравится сказка «Колобок». Педагоги выбрали подходящие игрушки и предложили их Никите при очередном прочтении любимой истории.
Постепенно в привычную сказку добавляли новые детали, преобразовывали сюжет и наполняли полезной информацией. К занятиям стали подключать других воспитанников. Никита с осторожностью наблюдал за ними, но не пытался уйти и уединиться, как раньше, а с интересом слушал рассказ педагога.
В момент разыгрывания сюжета между детьми мальчик стал всё чаще общаться с окружающими ребятами и даже нашел друга. Вскоре Никита начал использовать пальчиковые куклы, надевал их одну за другой, старался привлечь внимание других участников и делился игрушечными героями для совместной игры. Через несколько месяцев работы Никита адаптировался в группе и сейчас с радостью посещает центр, ожидая, новых сказок и героев.
Мама Эльдара переживала, что сын нередко проявляет агрессию к окружающим. Негативные эмоции мальчика часто берут верх, в такие моменты он не слышит никого, даже родителей.
Занятия сказкотерапией помогли исправить ситуацию. Эльдар постепенно учился работать с другими ребятами на групповых встречах. Используя игрушки-перчатки, специалисты рассказывали истории о дружбе и бережном отношении к окружающим, разрешении конфликтов. На примере героев детям показывали, как важны доверие, мир и согласие.
Проводились и совместные занятия с мамой Эльдара. Близкие вместе учились выстраивать общение друг с другом. Женщине объяснили, как сгладить слишком яркие эмоции сына, помочь успокоиться.
«Эльдар стал мягче реагировать на ситуации, которые не нравятся. Научился делиться, сам предлагает ребятам поиграть в догонялки. Благодаря совместным занятиям и я начала лучше понимать сына. Теперь легче убедить принять помощь, наша связь окрепла», — рассказала мама Эльдара.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы